Наинсинуировали, да!
Друзья, сначала хочу отметить, что все представленные трубки-головы Dunhill оригинальные, не подделка. Вообще все известные сегодня трубки-головы Dunhill не подделки. Даже такой ужОс, как показал Роман. А меня, например, особенно радует
вот это, как будто "пальцем деланное"
у…бище "произведение".
Такую собаченцию, наверно, я бы и сам из какой-нибудь доски ножиком вырезал не хуже, однако история данного экземпляра прослеживается от самого первого ее владельца, трубка – оригинал.
1. Краткий анамнез трубок Dunhill carved head следующий.
История этих трубок начинается c 20-х годов прошлого века и заканчивается 80-ми. В течение 20-х Dunhill активно развивал бизнес, расширял рынки сбыта, не переставая что-то изобретать в трубостроении и технологиях производства, пытался внедрять и реализовывать свои новации.
Это касалось, в частности, и введения новых форм(шейпов), и история появления/исчезновения трубок типа "carved head" является частью истории появления и развития шейпа OD ("Own design"). В этом разрезе Dunhill пытался возродить, но в новом качестве – в бриаре и на новом уровне, славные традиции европейских резчиков пенки конца 19-го – начала 20-го веков. По ранним трубкам-головам Dunhill это очень заметно.
Пример:
Апофеозом планов по внедрению новых форм явилось издание каталога 1928 года с разделом
"Unusual shapes" с офертой следующего содержания:
" Any design, however unconventional, can be specially carved to order. A fascinating variety of widely divergent shapes is always in stock. An assortment will gladly be sent for inspection."
"Любой проект, однако нетрадиционный, может быть специально вырезан на заказ. Захватывающее разнообразие сильно отличающихся форм всегда есть в наличии. Ассортимент охотно направляется для ознакомления."
Однако, как известно, дело у Dunhill не пошло. Спрос на трубки типа "own design" не стал сколько-нибудь массовым, носил исключительно штучный характер в довоенные годы, а с 1950-х шейп OD вообще стал линейкой трубок классических форм увеличенного размера (ODA 800-х серий).
Причины неудач заключались в мировых катаклизмах и в изменениях в конъюнктуре трубочного рынка, в том числе (лишь перечислю):
- в высокой стоимости этих трубок (от 2-х до 10 раз (!) в 1928г.) по сравнению с трубками Dunhill традиционных шейпов – тоже, самих по себе - дорогих;
- в разразившимся мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов;
- в начавшейся вскоре вслед за Великой депрессией Второй мировой войне;
- как следствие предыдущего пункта – в дефиците материалов (эбонита и бриара), который восстановился лишь к 1950-м годам, высокой стоимости итальянского бриара;
- в переориентировании после войны британских трубочных мануфактур на американский рынок, как единственно сохранившийся и перспективный, и, как следствие, - введение в производство новых крупных шейпов OD (с 1950-х, как я отметил выше, шейп OD из "own design" трансформировался в угоду конъюнктуре и ориентации на американский рынок в линейки трубок классических форм увеличенного размера – 6-й группы ODA 800-х серий) и жесткая борьба за американский рынок с крупнейшими английскими конкурентами;
- резкое развитие со второй половины 20-го века датской школы труборезания, форм трубок типа " free hand", появление новый шейпов трубок, уже к концу века ставших классическими (неоклассика), появление индустрии мастеровых трубок и переключение на них трубокурского и коллекционного интереса –
- окончательно похоронила все возможные потуги (если они и были) Dunhill выйти за рамки строгой и/или исключительно дорогой классики, где он царствовал; невозможно было в формате фабрики конкурировать с индивидуальными мастерами ни по каким параметрам – рынок разделился на мастеровые и мануфактурные трубки, и редкие, посредственного качества фабричные трубки-головы воспринимались чуть ли не как античный анахронизм, экзотику и стали совсем никому не нужны;
Трубки головы сегодня – это турецкие пенковые сувениры, по большей части, «для туристов».
2. Где делали трубки-головы Dunhill.
С определенностью можно сказать, что мастерА по вырезанию трубок на фабрике Dunhill поначалу были. Иначе не было бы вышеописанного раздела "Unusual shapes" в каталоге 1928 года с офертой.
Другое дело, что когда Dunhill понял, что дело «гиблое», то он мог быстро избавиться от этих резчиков за ненадобностью – "оптимизировать штатку".
Штучно трубки-головы делались вплоть до начала войны, а также после 50-го, вплоть до 80-х годов. Однако известна одна трубка, достоверно вырезанная на Dunhill все же.
Взгляните – уровень "мастерства" понятен, резал явно не художник, похоже, к 1936-му мастера-резчика на фабрике уже не было.
Далее, если посмотреть на известные трубки-головы Dunhill, то легко заметить, что все вырезанные трубки и сами персонажи повторяют аналогичные, которые были либо реализованы в предыдущий исторический период в пенке, либо произведены в бриаре другими мануфактурами-конкурентами, а сами работы, выполненные в один исторический период - либо будто сделаны под копирку, либо отличия минимальны, либо просто очень похожи и по стилю и по качеству исполнения. Никаких особенных новаторских решений ни в дизайне трубок, ни в самих персонажах нет. Как и везде : Бахусы, Пираты, Чемберлены, Верцингеториги и пр. Что для постоянно ищущего что-то новое Dunhill представляется весьма удивительным!
Для примера,
здесь можно отследить, как разные производители "резали" один и тот же образ.
В этой связи следует напомнить о существовании во Франции, пантографа, изобретенного в середине 19-го века, позволявшего копировать трубки-головы до 14 штук одновременно.
Если кто не видел, предлагаю ознакомиться с некоторыми любопытными материалами на тему копирования голов и непосредственно трубок-голов, в том числе.
Ссылка 1
Ссылка 2
Ссылка 3
Т.о., друзья, в контексте вашей предшествующей дискуссии, можно предположить следующее:
- Dunhill вполне мог держать в штате мастера резчика в период как минимум до 1929 года и трубки резать у себя на фабрике в Лондоне;
- по причине провала проекта «own design», редкие штучные трубки-головы Dunhill мог заказывать во Франции у мастеров в горах Юр`а, кои исполняли заказы либо вручную, либо при помощи пантографа. (К слову, если бы проект наоборот "пошел в гору", то, уверен, Dunhill бы просто купил для себя в Лондон подобный пантограф у французов (или таки купил???));
- что мешало, собственно, Dunhill для исполнения редких штучных заказов находить мастеров-резчиков непосредственно в Лондоне или любом другом месте Европы, коих, как известно, и с много-многовековыми традициями, и семейными династиями, и даже целыми деревнями, там всегда было (и есть до сих пор) пруд-пруди, особенно в странах, прилегающих к Альпам и смежным горным системам? И почему все замыкаются на Сент-Клоде – не ясно – это явно не самый лучший выбор с точки зрения художественной обработки древесины. Всемирно известные бренды навскидку:
Раз
Два
3. Номенклатура.
Изначально Dunhill планировал ввести маркировку "OD", некоторые ранние трубки-головы имеют это клеймо, однако из-за исключительной редкости и штучности заказов клеймо не вошло в обиход, трубки вообще не отмечали специальным шейпом. Начиная с 1950-х была сделана повторная попытка ввести маркировку – "C/H". Но и она продержалась недолго по тем же самым вышеописанным причинам.
С уважением,
Изменено: anton, 19 August 2016 - 11:05 AM