К вопросу о лаке и его влиянии на бриар
Поднимал дно на нескольких трубках. Штатная метода, "жидкое стекло" + пепел.
Первыми были две трубки без признаков лака. За сутки в холодной мастерской смесь прекрасно сцементировалась до каменного состояния.
Далее шли три трубки под лаком. С ними за это же время в тех же условиях ждал облом-с. Смесь лишь немного подсохла, и осталась мягкой, в консистенции пластилина.
Попробовал одну из этих страдалиц положить на прогрев - в доме, на печку. Там где-то 60-70 градусов с активным обдувом горячим воздухом. За ночь окаменело.
В остальных, лежавших в мастерской, пломбы так и остались мягкими (уже вторые сутки). Выковырял из них пломбы - и они буквально за пару часов превратились в камень.
Попробовал с одной снять лак, и взял для сравнения одну из своей коллекции (понятно, без лака), которой давно хотел поднять дно.
Замесил новые пломбы в обеих, оставил на ночь в мастерской (температура и влажность почти забортные).
Моя к утру - отличное каменное дно. Бывшая лакированная - лучше, чем до снятия лака, но всё-таки недостаточно, топталкой можно сделать вмятину. Тоже положил на печку, к вечеру окаменела.
Версия для объяснения.
В нелакированных трубках, которые нормально курят, бриар нормально же "дышит". То бишь, свободно пропускает через себя водяной пар, и свободно его впитывает из пломбы. В лакированных этого не происходит, и вода из пломбы испаряется только с её поверхности. Чего явно недостаточно для адекватного "цементирования" штатным порядком.
Если процесс искусственно разогнать высокой температурой, пломба твердеет, но не за счёт впитывающейся в бриар воды, а за счёт усиленного её испарения всё с той же поверхности.
Теперь забываем о пломбах и вспоминаем просто о курении.
В процессе коего трубка "дышит", как марафонец за сороковой верстой. Водяной пар, а с ним и другие парообразные продукты горения табака не только выделяются в атмосферу, но и в полном согласии с физикой ломятся сквозь толщу бриара в сторону точки росы. Которая, как все могут догадаться из школьного курса физики, находится снаружи чаши.
Если же поверхность чаши под лаком - это даже не марафонец в противогазе, это марафонец с презервативом на голове. Дышать ему неоткуда и нечем. Массив бриара наполняется всем упомянутым барахлом, от воды до смол и прочего по списку, и деваться им некуда. Когда трубку выкурили, и она начинает остывать, это добро потихоньку вылезает внутрь чаши, но отнюдь не полностью. Хотя бы потому, что большая часть так и остаётся в массе дерева. Логично, что ни курительных качеств, ни вкусовых сие не улучшает. Именно поэтому лакированные трубки намного охотнее закисают и превращаются в
аккумуляторы всяческого амбре.
Если вовсе строго подходить - любое гидрофобное покрытие чаши, будь то лак, воск или жир, работает аналогично. Просто слой той же карнаубы тонюсенький, мягкий и легкоплавкий, под давлением горячего пара он легко сходит. А вот толстенный и весьма твёрдый лак... ну, понятно.
В опчем, слово "лак" в применении к трубкам можно упоминать только матерно.
Встретил - убей. Иначе гаплык. И трубке, и нормальному курению.
Старший сержант Бобков доклад закончил.
Изменено: Аврыло Селянинович, 04 November 2018 - 09:48 PM