Перейти к содержимому


Шерлок Холмс


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
833 ответов в теме

#21 S.B.

S.B.

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 698 Сообщений:

Опубликовано 09 February 2003 - 06:00 PM

                    Чаша из тыквы какой-то специальной, с пенковой вставкой.                    
Д.Г.Бубниевский, собственной персоной

#22 Normann

Normann

    Новичок

  • Член клуба
  • Фишка
  • 41 Сообщений:

Опубликовано 09 February 2003 - 06:00 PM

                    
QUOTE

По-моему hot говорил, что это трубка мастера Александра Ярошевского...

Владимир Казимирович Гречухин на одном из заседаний СПб клуба рассказывал, что трубку для Ливанова делали из черного дерева, которое совсем не приспособлено для курения. Она горела, жутко воняла и вкус был преотвратнейший. В результате каждый эпизод, в котором Ливанову приходилось глубоко затягиваться и пускать клубы дыма, был настоящим мучением  :D не только для него, но и для съемочной группы.
                    
Я тоже люблю курить

#23 korvet

korvet

    Новичок

  • Член клуба
  • Фишка
  • 47 Сообщений:

Опубликовано 09 February 2003 - 06:00 PM

                    трубка показанная нам выше, поначалу испытал немое изумление - почти сюрреализм, потом возник вопрос как сей предмет носить при себе в отсутствие саквояжа.
Общее впечатление - "охренеть какая труба"                    
все это блюз

#24 Serpentum

Serpentum

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 1961 Сообщений:

Опубликовано 09 February 2003 - 06:00 PM

                    Про калабаши здесь...
http://www.pipeclub.net/cgi-bin/forum/YaB...;num=1040598132                    

#25 Mochamba

Mochamba

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 181 Сообщений:

Опубликовано 12 February 2003 - 06:00 PM

                    И у Конан-Дойля, и у Сименона встречаются некоторые странности по части трубкокурения. Но по крайней мере их герои занимаются преимущественно интеллектуальной деятельностью, когда курят. А у Апдайка в "Супружеских парах" рабочие курят трубки в процессе строительства гаража  :amazed                    
Пишите, перекурим

#26 Senis

Senis

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 983 Сообщений:

Опубликовано 17 March 2003 - 06:00 PM

                    К картинке без перевода:
"Sherlock Holmes
Calabash Deluxe
By Highlander Pipes
Victorian styling makes this Holmes Calabash an exquisite collector piece and grand smoking instrument!  Aged Plateaux Briar"
Стоит  $455.00
А тут и остольные мотивы холмсеных трубок (Sherlock Holmes Calabash 19th Century Styling on this wonderful Hans Christian Andersen Pipe! Made by Stanwell! ) оссобенно хорош. И цена более-мение...:
http://www.thepiperoom.com/Sherlock_s/sherlock_s.html
.                    
Если б, к трубке с табаком была бы спичка, был бы Рай

#27 Tanelorn

Tanelorn

    Начинающий

  • Член клуба
  • ФишкаФишка
  • 91 Сообщений:

Опубликовано 01 April 2003 - 06:00 PM

                    Замечательные кадры из фильма, если кто помнит:
"Я датирую ее....п-п...пп....тысяча семьсот сороковым годом"
:k4

                    
Когда весь табак выкурен, трубка возвращается к нему. Он очищает ее и пепел складывает возле центрального алтаря.

#28 grey

grey

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 600 Сообщений:

Опубликовано 04 May 2003 - 06:00 PM

                    http://www.bakerstreetdozen.com/russianholmes.html
                    
С бестами и регардами
  <a data-cke-saved-href="http://imageshack.us" href="http://imageshack.us" '="" target="_blank">/ipbforum/html/ww.gif   
P.S.
  А человека,который посоветует мне не зарывать талант в землю,я ударю лопатой.

#29 Gerd

Gerd

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 243 Сообщений:

Опубликовано 17 January 2004 - 10:48 AM

  Узнав из новостей от г-на Осокина, что 5 января с. г. Шерлоку Холмсу исполнилось 150 лет, решил перечитать еще раз весь этот цикл сэра Артура Конан Дойла, обращая внимание на табачно-трубочную тематику, свою выборку представляю на суд уважаемого Форума.
Итак, прочитано было 4 романа и 59 рассказов.
Полученными данными я был немного разочарован.
Шерлок Холмс в этих произведениях выкуривает всего 48 трубок, доктор Ватсон 2, прочие персонажи 5. В большом количестве персонажами Холмсовского цикла, включая и самого трубокура и мыслителя, курят также сигары, папиросы, сигареты, не знаю может такое разнообразие табачной продукции это погрешности перевода, т.к. в сигаретах я сильно сомневаюсь, существовали ли они в конце 19-начале 20 веков?
Теперь о табаках и трубках Холмса и иных персонажей.
При первой же встрече двух основных персонажей (Этюд в багровых тонах) указано, что Холмс предпочитает крепкий табак, Ватсон курит «корабельный», в рассказе «Смерть русского помещика» - «Морской», вполне вероятно что это погрешности перевода. В романе «Знак четырех» упоминается «эшковая трубка» Холмса (хотелось бы знать что это такое), там же впервые упоминается и статья с описанием 140 сортов табака. В рассказе «Союз рыжих» Холмс курит «черную глиняную трубку, похожую на клюв странной птицы», оттуда же родом фраза «задача на три трубки».
В «рассказе «Установление личности» - старая глиняная трубка, она же фигурирует и в рассказе «Голубой карбункул». В рассказе «Палец инженера» Холмс курит «утреннюю трубку, набитую остатками всяких табаков», в «Медных буках» - «длинную трубку вишневого дерева».
В рассказе «Серебряный» Холмс курит «крепчайший черный табак», а один из персонажей трубку из корня вереска и плиточный табак.
Впервые «трубка из корня вереска с длинным чубуком и мундштуком из янтаря» у Холмса появляется в рассказе «Желтое лицо», там же им читается краткая лекция об индивидуальности трубок. Сыщик в этом рассказе курит «гросвенрскую смесь табака». Способы хранения табак-в персидской туфле, сигары в ведерке для угля описаны в рассказе «Обряд дома Мейсгрейв», в рассказе «Камень Мазарини» - «ведро для угля, в котором когда-то лежали трубки и табак».
Трубку с янтарным мундштуком Холмс курит и в рассказе «случай в интернате».
В романе «Собака Баскервиллей» Холмс курит «крепчайший дешевый табак из глиняной трубки», в этом же романе произносится гениальная фраза «Концентрация табачного дыма способствует концентрации мысли».
«Дочерна обкуренную трубку Холмс курит в рассказе «Человек на четвереньках».
Следов трубок Петерсон, равно как упоминаний каких-либо фирм изготовителей трубок мне найти не удалось, может быть поиск этих следов у Конан Дойла аналогичен поиску следов фирмы «VAUEN» в Толкиеновской трилогии «Властелин колец»? Скорее всего, действительно легенда о великом сыщике и трубках Петерсон имеет кинематографические корни, кстати Конан Дойл в послесловии к «Холмсовскому циклу» «Кое-что о Шерлоке Холмсе». пишет, что первые экранизации отдельных произведений начались в 1907 году, более всего писем Холмсу приходило из России, хотя описание расследования преступления в России с ее посещением сыщиком описано только в рассказе «Нож танцовщицы», несомненный интерес для русскоговорящих имеет рассказ «Смерть русского помещика», в котором Холмс применяет свои способности для разгадки убийства Федора Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Ну вот, такой оказалась моя очередная встреча с героями сэра Артура Конан Дойла. Да простят меня коллеги по форуму за излишне длинный пост.


#30 Sergey

Sergey

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2590 Сообщений:
  • LocationКрасноярский пайпклуб, существует с 2004 г. / зарег. на форуме - 03.11.2003 г.

Опубликовано 17 January 2004 - 10:59 AM


Узнав из новостей от г-на Осокина, что 5 января с. г. Шерлоку Холмсу исполнилось 150 лет, решил перечитать еще раз весь этот цикл сэра Артура Конан Дойла, обращая внимание на табачно-трубочную тематику, свою выборку представляю на суд уважаемого Форума.


Большое спасибо! Очень интересное исследование. Прочел с огромным удовольствием. ПОБОЛЬШЕ ТАКИХ РАБОТ. В форуме уже упоминалось, что Peterson неправомерно вставил в зубы Шерлоку Холмсу свою трубку. Значит это правда?

C уважением, Сергей

#31 Gerd

Gerd

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 243 Сообщений:

Опубликовано 17 January 2004 - 11:30 AM

Если верить первоисточнику, то повторяю, названия фирм-изготовителей трубок не встречаются, нигде, более того, любимые трубки Холмса, по книге, глиняные, интересно, делал ли Перерсон глиняные, если да,то хронологически могут быть эти глиняные  Петерсоновскими трубками.


#32 Botanic

Botanic

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 565 Сообщений:

Опубликовано 17 January 2004 - 12:21 PM

Сам проводил подобный поиск и никаких упоминаний о Петерсоне не нашел. Но! Говорят, что в оригинальных английских изданиях такие сведения есть. Увы, мне проверить слабО.
Не трубка красит человека, а человек трубку!

#33 Конфуций

Конфуций

    Новичок

  • Вновь прибывший
  • Фишка
  • 5 Сообщений:

Опубликовано 17 January 2004 - 06:30 PM


Lostt, дата сообщения:  Feb 2 2003, 04:00 PM


скажу еще более крамольную вещь, недавно про Мегре читал рассказы, так там по тексту встречается что Мегре одну и ту же трубку курил по 2-3 раза в день :amazed хотя может это неточность перевода


Внимание!
Любимая трубка Мегре была ПЕНКОВАЯ!
Источник "Трубка Мегре".

#34 Laszlo Kovacs

Laszlo Kovacs

    Президент St. Petersburg Pipe Club & RPCA

  • Модераторы
  • ФишкаФишкаФишка
  • 8528 Сообщений:
  • LocationSt. Petersburg

Опубликовано 19 January 2004 - 01:47 AM


Sergey, дата сообщения:  Jan 17 2004, 08:59 PM
В форуме уже упоминалось, что Peterson неправомерно вставил в зубы Шерлоку Холмсу свою трубку. Значит это правда?

Трубки Петерсон курил Артур Конан-Дойл.

Botanic, дата сообщения:  Jan 17 2004, 10:21 PM
Сам проводил подобный поиск и никаких упоминаний о Петерсоне не нашел. Но! Говорят, что в оригинальных английских изданиях такие сведения есть. Увы, мне проверить слабО.

Знакомый, владеющий английским проверял по оригинальным текстам и тоже не нашёл Петерсон. Только в одном месте встречается название трубки, какое не помню, точно не Петерсон. А слухи о том, что есть упоминание скорее всего пошли от первого номера журнала "Табачная Лавка", в котором был объявлен конкурс. Надо было найти все упоминания Петерсона в Холмсе, но говорилось, что это есть только в английском варианте.

Конфуций, дата сообщения:  Jan 18 2004, 04:30 AM

Lostt, дата сообщения:  Feb 2 2003, 04:00 PM


скажу еще более крамольную вещь, недавно про Мегре читал рассказы, так там по тексту встречается что Мегре одну и ту же трубку курил по 2-3 раза в день :amazed хотя может это неточность перевода



В этом нет ничего крамольного. Похоже, что так раньше и курили. Именно об этом слышал от старых курильщиков. Вадим Касперский  рассказывал, что "Former" (Hans Nielsen) курит одну трубку несколько раз подряд. Вадим поинтересовался, как же он так может, ведь вкус меняется? Мастер ответил, что когда он чуствует изменение вкуса, он берёт другую трубку.

С уважением, Алексей "Ласло Ковач" Шеховцов.

I've been working from seven to eleven every night.

1/13


#35 D._Kornev

D._Kornev

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 123 Сообщений:

Опубликовано 19 January 2004 - 05:14 AM

140 различных сортов

Джон Холл

В рассказах Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе можно найти немало упоминаний о табаке во всех его разновидностях. Табак совсем не упоминается только в четырех из шестидесяти расследований: “Берилловая диадема”, “Пляшущие человечки”, “Львиная грива” и “Вампир из Суссекса”. Но даже в этом случае на иллюстрациях Говарда Элкока к “Вампиру из Суссекса”, напечатанному в журнале “Стрэнд”, и Холмс, и Уотсон (поскольку речь идет не о фильме, а о переводе рассказов и повестей о Холмсе, оставлен принятый там вариант фамилии доктора  - прим. пер.) показаны с трубками, то есть, в то время их курительные предпочтения уже были всем известны и не требовали особого упоминания.

Монография: табак как улика

В “Знаке четырех” Холмс говорит о том, что он написал монографию, где изложил особенности пепла, по меньшей мере, ста сорока сортов табака:

“Я написал несколько работ. Одна из них под названием “Определение сортов табака по пеплу” описывает сто сорок сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. К ней приложены цветные фотографии, показывающие разные виды пепла. Табачный пепел – одна из самых частых улик. Иногда очень важная. Если, например, вы можете сказать, что человек, совершивший убийство, курит индийский табак, то круг поисков, естественно, снижается. Для опытного глаза разница между черным пеплом трихинопольского табака и белыми хлопьями “птичьего глаза” так же велика, как между картошкой и капустой”. (© перевод М. Литвиновой).

Мэдлин Штерн (1) предположила, что при написании своей монографии Холмс, скорее всего, ознакомился с рядом работ, таких как “Esperienze intorto a Diverse Cose Naturali” (Реди, 1686 год) или “De Conversationibus’ Venus Rebutee” (Филоне, 1722). Наиболее вероятно, по утверждению Штерн, что Холмс ознакомился с “Историей табака” Фридриха Тидеманна, последней в то время работой на эту тему, опубликованной в 1854 году, которая, очевидно, была очень близка по содержанию к монографии самого Холмса.

В “Знаке четырех” Холмс никоим образом не применяет эти экспертные знания, но в “Тайне Боскомбской долины”, где снова упоминается монография, хотя ее полное название и не приводится, он определил сорт сигары по пеплу, а потом нашел и сам окурок. Кроме того, Холмс подробно описывает сигарные окурки в “Постоянном пациенте”.

Именно благодаря сигарному пеплу удалось установить, что сэр Чарльз Баскервиль стоял какое-то время около калитки, ведущей на тиковую аллею (в повести “Собака Баскервилей”), хотя в том случае заметил это и сделал вывод не Холмс, а доктор Джеймс Мортимер. Однако в дальнейшем, при расследовании этого же дела, Холмс обнаруживает присутствие Уотсона в каменной пещере на болотах по небрежно брошенному окурку сигареты.

Окурки также позволили определить, что квартирант в “Приключении Красного круга” – женщина, а в рассказе “Золотое пенсне” Холмс выкурил неимоверное количество сигарет, чтобы увидеть на упавшем на пол пепле следы, которые позволят узнать, где потайная дверь.

В рассказе “Человек в рассеченной губой” Холмс определил, что человек, заклеивший конверт, жует табак, а не курит его. Есть несколько выводов, не касающихся напрямую расследования, но Холмс есть Холмс, и он не может сопротивляться искушению сделать выводы из очевидных мелочей, таких как упоминавшийся окурок при входе в каменную пещеру в “Собаке Баскервилей” или случая в рассказе “Горбун”, когда он определил по пеплу, что Уотсон “Курит тот же табак, что и в холостяцкие времена” (© перевод Д. Жукова. В оригинале “You still smoke your Arcadia miхture of your bachelor days” – прим. пер.). И хотя в рассказе “Желтое лицо” Холмс заявляет, что ничто не обладает большей индивидуальностью, чем трубка, за исключением, возможно, часов и шнурков для ботинок, трубка оказалась предметом тщательного исследования в единственном случае – в самом рассказе “Желтое лицо”, да и то не в связи с собственно расследованиям.

Общее количество (140) видов сигарного, сигаретного и трубочного табака тоже интересно. Если речь идет об отдельных сортах, таких как берли, перик или вирджиния, то это много, но если это - попытка охватить все различные бленды и смеси, о которых речь ниже, - то это маловато. Возможно, Холмс определил основные сорта, а потом стал изучать влияние их дальнейшего смешивания на получаемый пепел. Если сыщику удается выявить основные компоненты конкретного табака, он сможет в дальнейшем снизить круг поиска до двух-трех популярных блендов, что уже большая помощь, даже если название самой смеси определить не удастся.

Холмс-курильщик

Холмс был заядлым курильщиком, и, несомненно,  ему нравилось курить. Кроме того, по крайней мере, часть своей жизни он был рабом табачного зелья. Это подтверждается тем, с какой жадностью он закурил после трех дней воздержания в рассказе “Шерлок Холмс при смерти”.

Но не было ли во всем этом еще чего-то? К счастью для нашего рассудка, мы не должны рассуждать о более сложных психологических аспектах, например, о том, был ли Холмс вскормлен грудью. Он родился в 1854 году, так что, скорее всего, так оно и было, и тем лучше. Тем не менее, в его курительных привычках есть некоторые интересные психологические моменты. В “Собаке Баскервилей” Холмс говорит, что “концентрация табачного дыма способствует концентрации мысли”, и в некоторых других случаях, например, при расследовании дела человека с рассеченной губой, он тоже создает “густой табачный туман”, всю ночь раздумывая над делом.

Успокаивающие свойства табака, возможно, помогали сыщику расслабиться и привести мысли в порядок, чтобы он мог полностью сосредоточиться на стоящей перед ним задаче, так что в этом случае табак был для него просто снадобьем и ничем больше. Это снадобье было менее вредным, чем другие, которые он принимал. Но, кроме этого, присутствует и необъяснимая загадка трубки – все это снаряжение из риммеров, топталок, коробок с табаком и прочее помогало выполнять ритуал наполнения и раскуривания трубки, ритуал, напоминающий чем-то японскую чайную церемонию. Поэтому возможно, что неизбежные перерывы, связанные с необходимостью выбить, снова наполнить  и раскурить трубку, позволяли Холмсу отвернуть внимание от подробностей дела, чтобы взглянуть на них свежим взглядом, когда трубка будет снова раскурена.

В этой связи интересно отметить, что многие, если не большинство случаев, когда создавалась атмосфера “густого табачного тумана”, относятся к периоду до мнимого падения Холмса в Рейхенбахский водопад. Например, в рассказе “Человек с рассеченной губой” Конан Дойль прекрасно описывает это следующим образом:

“Он снял пиджак и жилет, надел синий просторный халат и принялся собирать в одну кучу подушки с кровати, с кушетки и с кресел. Из этих подушек он соорудил себе нечто вроде восточного дивана и взгромоздился на него, поджав ноги и положив перед собой пачку простого табаку и коробку спичек. При тусклом свете лампы я видел, как он сидит, безмолвный, неподвижный, со старой трубкой во рту, в клубах голубого дыма, рассеянно устремив глаза в потолок, и тусклый свет отражает его резкие орлиные черты. Так сидел он, когда я засыпал, и так сидел он, когда при блеске утреннего солнца я открыл глаза, разбуженный его внезапным восклицанием. Трубка все так же торчала у него во рту, комната была полна табачного тумана,  а от пачки табаку, которую я видел вечером, ничего не осталось”. (© перевод М. и Н. Чуковских. В оригинале уточняется, что старая трубка была бриаровой, а вместо пачки табаку говорится о “куче”).

Во время некоторых расследований после своего возвращения, например, в рассказе “Чертежи Брюса-Партингтона”, Холмс демонстрирует более эпикурейское отношение к таким вещам, как сигары синьора Гольдини:

“Мой друг сидел в этом крикливо нарядном итальянском ресторане за круглым столиком неподалеку от входа.

-  Хотите закусить? Нет? Тогда выпейте за компанию со мной кофе с кюрасо.  И попробуйте сигару. Они не так гнусны, как можно было ожидать”. (© перевод Н. Дехтеревой. В оригинале уточняется, что речь идет о сигарах именно этого заведения).

Возможно, Холмс за время своих странствий на Востоке выработал какие-то внутренние навыки контроля, позволяющие ему сосредоточиться на преступлении, которое он расследовал, без огромного количества табаку. Точно так же, циники могут утверждать, что поскольку в период с 1891 г. по 1894 г. Холмс вынужден был носить все свои пожитки на собственной спине, табак стал для него предметом роскоши, от которого он, в силу обстоятельств, мог и отказаться.

Если бы можно было с уверенностью доказать, что после своего “воскрешения” Холмс стал курить меньше, это помогло бы установить время расследования таких спорных дел, как “Собака Баскервилей”, где дается одно из наиболее живописных описаний заполненной табачным дымом комнаты (т.е. это дело расследовалось до мнимой смерти Холмса - ?):

“Я отворил двери и перепугался – уж не пожар ли у нас? – ибо в комнате стоял такой дым, что сквозь него еле брезжил огонь лампы. Но мои опасения были напрасны: мне ударило в нос запахом крепчайшего дешевого табака, отчего у меня немедленно запершило в горле. Сквозь дымовую завесу я еле разглядел Холмса, удобно устроившегося в кресле. Он был в халате и держал в зубах свою темную глиняную трубку. Вокруг него лежали какие-то бумажные рулоны.

- Простудились, Уотсон? – спросил он.

- Нет, просто дух захватило от этих ядовитых фимиамов.

- Да, вы, кажется, правы, здесь немного накурено.

- Какое так “немного”! Дышать нечем!!” (© перевод Н. Волжиной)

Однако проблема может состоять в том, что Холмс и Уотсон настолько привыкли курить, что не считали необходимым отмечать каждый случай, когда один из них закуривал.

Трубки

Как отмечает Сью Вулкук (2), Холмс лучше всего известен именно как курильщик трубки. Фраза “задача на три трубки” почти превратилась в пословицу и известна даже тем, кто понятия не имеет, откуда она взялась. И вовсе не без причины: о том, что Холмс курит трубку, упоминается при описании, по меньшей мере, двадцати двух расследований. Точное количество таких упоминаний определить тяжело, потому что в таких рассказах, как “The Disappearance of Lady Frances Garfax” и “Wisteria Lodge” говорится, что Холмс “много курил”, и, хотя вероятнее всего, он курил именно трубку, утверждать это со всей определенностью нельзя.

Уотсон дает понять, что трубок у Холмса было немало. В рассказе “Шерлок Холмс при смерти” доктор замечает ‘a litter of pipes’ среди прочих предметов на каминной полке (в русском переводе “на каминной полке лежали в беспорядке трубки, кисеты с табаком…” – “Шерлок Холмс при смерти”. – прим. пер.), а в “Голубом карбункуле” у Холмса, когда он тщательно исследует шляпу г-на Генри Бейкера, под рукой подставка для трубок (“а pipe rack”). Можно с достаточной уверенностью утверждать, что для одной или двух трубок подставку не покупают.

В то же время конкретные упоминания в тексте не сразу могут подтвердить наше первое впечатление о том, что трубок у Холмса много. Есть полдюжины упоминаний старой, черной или закопченной глиняной трубки, в нескольких случаях упоминается бриар (иногда в тексте это слово пишется “brier” а не  “briar”), а один раз – в рассказе “Медные буки” - речь идет о “длинной трубке вишневого дерева”, о которой Уотсон говорит, что она “заменяла глиняную в те дни, когда он (Холмс) был настроен скорее спорить, нежели размышлять” (© перевод Н. Емельяниковой). Зная Холмса, можно предположить, что это случалось не так уж редко.

Вовсе не очевидно, что бриаровая трубка, упомянутая в “Знаке четырех” та же, что упоминается в “Человеке с рассеченной губой”, так что у Холмса, теоретически, могло быть любое количество бриаровых трубок. В то же время, трубка могла быть одна и та же, причем она могла оказаться и той “безвкусной (противной) трубкой”, о которой говорится в “Долине страха”, поскольку трубка  вполне может стать безвкусной в результате длительного использования. Этот – или другой – бриар мог быть даже подобен трубке ADP, которой пользовался Стрэкер в “Серебряном” (в оригинале - “… an A D P brier-root pipe, a pouch of sealskin with half an ounce of long cut Cavendish…” В переводе  “…трубка из корня вереска, кожаный кисет и в нем пол-унции плиточного табаку…”).  

“Старая черная трубка”, упомянутая в рассказе “The Creeping Man”, вполне могла быть глиняной – может, даже той самой “черной и закопченной” глиняной трубкой, о которой сказано в рассказе “Установление личности”. Глиняная трубка в Британии используется, по данным Г. Ф. Гарриса (3), с незапамятных времен: еще до появления табака из таких трубок курили лекарственные растения, а практика такого курения еще древнее, чем сами трубки. Римляне и другие народы древности имели обычай бросать такие растения в огонь и вдыхать их дым. Во времена Холмса глина, скорее всего, была самым распространенным материалом для трубок, а на втором месте шла пенка. Бриар тогда был еще относительным новшеством, хотя в дальнейшем он сильно потеснил первые два материала.

Глиняная чаша при курении нагревается так, что ее невозможно держать рукой. Ее удерживали особым способом: указательный и безымянный пальцы – под чубуком, а средний – сверху на чубуке, как показано на изображении Холла Пикрофта  (иллюстрация Сиднея Паджета к рассказу “Приключение клерка” в журнале “Стрэнд”) и на изображающей Уотсона иллюстрации Джорджа Хатчинсона к повести “Этюд в багровых тонах” (издание 1891 года). На этой иллюстрации, кстати, усы Уотсона необычайно хороши и могут служить предметом истинной гордости.

Если глиняная трубка слишком уж “старая и закопченная”, ее чубук может просто-напросто наглухо забиться, поэтому общепринятой практикой было прокаливание таких трубок: трубку клали в огонь, чтобы выжечь из нее все остатки. В результате этого глина, разумеется, становилась все более хрупкой и легко ломалась. Поэтому в любом более-менее старом саду-огороде при вскапывании земли обычно находят немалое количество обломанных глиняных чубуков. Такого рода чистка была обычным делом в пабах и гостиницах, которые бесплатно предлагали трубки своим уважаемым посетителям (и табак тоже, и это говорит о том, что курение в ту пору было недорогим удовольствием). Существовали при этом и гигиенические соображения. Г-ну Рубену Хайесу, хозяину “Боевого петуха”, можно было бы посоветовать, что лучше курить одну из чистых трубок из его собственного бара, а не “черную глиняную”, которую он курил, когда с ним встретились Холмс и Уотсон в рассказе “The Priory School”.

Г-н Таддеуш Шолто в “Знаке четырех” курил экзотический кальян, но у Холмса, очевидно, не было желания последовать его примеру. Холмс держал в руках трубку с опием – она была частью его маскарада в “Человеке с рассеченной губой”, - а рассуждения о том, курил ее он по-настоящему, выходят за рамки данного исследования.

Однако, при всех  канонических упоминаниях о трубках, имеется одно вопиющее опущение: ни в одном месте не упоминается трубка, которую общественность теснее всего ассоциирует с Холмсом, а именно, “бент” или “калабаш” (изготовители и продавцы трубок со временем превратили английское слово “бент” в имя существительное, и оно стало обозначать все трубки с гнутым мундштуком).

Вишневая трубка вполне могла быть слегка изогнутой, как это видно на иллюстрации Паджета к “Медным букам”, а глиняная, возможно, начала свою жизнь как “черчварден”, а в дальнейшем была обломана до более удобного размера. Даже бриаровая трубка могла быть бентом, хотя все иллюстраторы журнала “Стрэнд” показывают прямые трубки, возможно, потому что Уотсон нигде не говорит о “гнутой трубке”, хотя часто описывает трубку как “старую”, “черную” и т.п.

Тем не менее, в наше время на обложках книг и на логотипах обществ почти непременно присутствует бент. За последние несколько десятилетий он постепенно превратился в калабаш, как это видно на вывеске паба “Шерлок Холмс” на Нортамберленд-авеню или на обложке полного собрания произведений о Холмсе издательства “Пингвин”.

Гнутая трубка стала такой же неотъемлемой частью популярного имиджа Холмса, как и охотничья двухкозырьковая кепка (© S. B.), хотя в “Тайне Боскомбской долины” и “Серебряном” (на иллюстрациях “Стрэнд” к этим рассказам Холмс изображен именно в такой кепке) головной убор конкретно не упоминается ни разу.

Как упоминалось, иллюстраторы журнала “Стрэнд” изображают трубки с прямым мундштуком. Паджет обычно рисовал трубку формы “Дублин”, т.е. прямой чубук и кубок, слегка расширяющийся кверху. Эта форма близка к викторианским формам глиняных трубок, и возможно,  трубка, изображенная Паджетом, задумывалась именно как глиняная, а не как бриаровая.

На своей иллюстрации к “Долине страха” Френк Уайлз изобразил “бильярд”, трубку с прямым чубуком и практически цилиндрическим кубком. У этой трубки довольно толстый чубук с серебряным кольцом, так что это или бриар, или пенка. На обложке журнала “Стрэнд”  (январь 1927 года) размещена иллюстрация к рассказу “Москательщик на покое”, на которой снова изображена такая же трубка, но в этот раз четко видно, что это бриар.

Похоже, что “бент” впервые появился в 1899 году в театральной постановке “Шерлок Холмс” с Уильямом Жиллеттом в главной роли. На фотографиях Холмс-Жиллетт изображен в роскошном вышитом халате с гнутой бриаровой трубкой. Жиллетт предпочел “бент”, поскольку с прямой трубкой ему трудно было произносить свои реплики. В отличие от иллюстраторов “Стрэнда”, иллюстраторам “Колье” “бент” понравился, что прекрасно видно по обложке номера за август 1908 года, где размещена иллюстрация Фрекдерика Д. Стила к “Wisteria Lodge”. Возможно, на выбор формы трубки повлиял и тот факт, что Жиллетт был американцем, но это уже область чистых рассуждений.

Интересен тот факт, что датский актер Алвин Нойсс в фильме “Den Stjaalne Million-Obligation”, студия Nordisk Films, 1908 год, курил гнутую пенковую трубку. Странно было бы, если бы у Холмса не было пенки, поскольку они были очень популярны в то время, но в Каноне нет ни единого упоминания об этом. Возможно, фильм с участием Нойсса и связал впервые Холмса с калабашем, трубкой со съемной пенковой вставкой.

В других экранизациях такие актеры, как Эйли Норвуд (“Знак четырех”, 1923 год) и Клайв Брук (“Шерлок Холмс”, 1932 год), также курили бриаровые “бенты”, следуя, возможно, традиции, заложенной Жиллеттом. Так же поступил в дюжине своих фильмов, снятых кинокомпанией “Universal”, и Бэзил Рэтбоун, которого многие считают самым большим авторитетом среди всех, игравших Холмса в кино. После всего этого для общественного мнения Холмс и “бент” стали неразлучными.

Калабаш, то есть, узкая часть тыквы, имеющей то же название, с широкой плоской вынимающейся чашей из пенки, появляется, хоть и мельком, в 1965 году в фильме “Этюд в тонах ужаса”, а затем в 1970 году в фильме Уайлдера “Частная жизнь Шерлока Холмса”. Однако тяжело утверждать с определенностью, что ранее такая трубка нигде не появлялась.

Можно, тем не менее, с немалой долей уверенности сказать, что Холмс вряд ли был большим поклонником калабаша, даже если он и входил в его коллекцию. Тыква действует как камера расширения: она не только охлаждает дым, что неплохо, но и убирает их него часть смол и никотина, а вот это уже вряд ли придется по вкусу человеку, который обычно курит самый крепкий табак, какой только есть. Если у Холмса действительно был калабаш, то, скорее всего, его подарил ему какой-нибудь благодарный клиент, и Холмс курил эту трубку не слишком часто.

В “Желтом лице” Холмс несколько пренебрежительно говорит о мундштуке трубки г-на Гранта Мунро:

“…Хороший длинный мундштук, сделанный из того, что торговцы табаком называют янтарем. Интересно,  сколько в Лондоне мундштуков из настоящего янтаря? Некоторые полагают, что если в янтаре есть муха, то он настоящий. Но ведь нет ничего проще, чем сунуть фальшивую муху в поддельный янтарь”.

Последнее предложение, непонятно почему, отсутствует в тексте, изданном “Пингвином”. А жаль – оно показывает, что Холмс, с его академической натурой, вовсе не лишен чувства юмора.

Можно предположить, что хотя бы одна трубка в янтарным мундштуком у Холмса была, поскольку в рассказе “The Priory School” он указывает на интересные места на карте “дымящимся янтарным мундштуком своей трубки”. Хотя, возможно, это был образчик первых попыток делать мундштуки из пластика, а вовсе не настоящий янтарь. Также можно предположить, что, для полноты картины, фальшивая муха в нем тоже была.

Те, кто действительно заинтересован “холмсоведением”, могут попытаться предположить, что именно означают инициалы ADP на трубке Стрэкера в “Серебряном” (если, конечно, они вообще что-то означают). Этот орешек оказался крепким. Имеются очевидные варианты ответа, как то “что-то насчет Петерсона” или “Alfred Dunhill Pipe”, но чтобы их принять, нет достаточных оснований. В  Викторианский период было огромное количество производителей и продавцов трубок как в провинции, так и в Лондоне, так что аббревиатура ADP вполне могла обозначать фирму-изготовителя или же продавца, но что это за фирма или продавец, остается загадкой. Того, кто сможет ее разгадать, ждет тихая слава среди шерлоковедов.

Табак

От трубки мало пользы, если нет табаку. У нас есть все основания предполагать, что Холмс изучал пепел всех 140 сортов табака,  самолично его скурив. Сегодня тяжело думать о том, что если он купил по одной унции каждого из 140 сортов, то, исходя из цен, указанных в “Желтом лице”, все исследование стоило ему менее 3 фунтов стерлингов.

Шерлок Холмс, очевидно, предпочитал самый дешевый и крепкий табак, какой только можно найти, по крайней мере, для повседневного курения. Уотсон в начале их знакомства поступал так же. В “Этюде в багровых тонах” Холмс спрашивает, не против ли он крепкого табака, на что доктор отвечает, что он и сам всегда курит “корабельный”. “Корабельный” табак – это “перевязанный” плаг, для получения которого листья недорого табака – во времена Уотсона это, возможно, была Nicotiana rustica, а не общепринятая сейчас Nicotiana tabacum – кладут один на другой в длинный ряд, а затем сворачивают и стягивают тонким шнуром (изначально). Позднее в промышленном производстве стали применять машины. Если в результате получался очень тонкий сверток, его называли “поросячьим хвостом”, и такую его разновидность моряки очень любили курить или жевать (во времена деревянных судов, когда курение представляло немалую опасность).

“Корабельную” смесь до сих пор можно найти в специальных табачных магазинах, но слабым людям он не рекомендуется. Само раскуривание трубки порождает во рту концентрированное облако, полное смол и никотина, из-за которого практически невозможно дышать. Вкуса как такового нет, только горло очень дерет, а запах от него именно едкий, как его описывает Уотсон в “Собаке Баскервилей”. У Найджела Брюса (одного из исполнителей роли  доктора Уотсона), который не был достойно оценен, в одном из его фильмов с Рэтбоуном есть по этому поводу чудесная реплика: “Свежо здесь. Воняет, как в пабе после закрытия”.

Поскольку, как говорит Уотсон в рассказе “Палец инженера”, перед завтраком Холмс любил курить остатки табака, собранные после предыдущего дня (русский перевод: “Эту трубку он обычно выкуривал до завтрака, набивал ее остатками всех табаков -  они с особой тщательностью собирались и сушились на каминной доске”),  а накануне он курил “корабельный, то неудивительно, что иногда он оставлял завтрак – и не только завтрак – нетронутым.

Холмс оставался верен своей первой любви – самому сильному табаку – и часто просил Уотсона зайти в табачную лавку и попросить прислать ему побольше табака грубой нарезки. При этом речь шла те просто о грубо нарезанном табаке, но и о самом крепком.

Хотя вклад самого Уотсона в процветание торговцев табаком часто меркнет по сравнению с вкладом Холмса, но все же свою долю доктор внес. Холмс редко достает кисет с табаком или портсигар, не предложив его предварительно Уотсону, а тот никогда не отказывается.

Однако со временем вкусы Уотсона изменились в сторону более благородного табака. В “Горбуне” Холмс замечает, что он “курит тот же табак, что и в холостяцкие времена” (к оригинале Arcadia miхture). Можно предположить, что Уотсон перешел  с “корабельного” на Arcadia miхture вскоре после знакомства с Мери Морстен (повесть “Знак четырех”), т.е. около 1887 года, хотя мнения специалистов по поводу дат расходятся. Благородная молодая леди из хорошей семьи вряд ли отнеслась благосклонно к вони “корабельного” плага, особенно если эта вонь исходит от человека, за которого она собиралась выйти замуж.

К радости курильщиков, существует очень большое количество смесей. Г-н Грант Мунро в “Желтом лице” курит Grosvenor, и Холмс замечает, что это очень дорогой табак – по восемь пенсов за унцию (5 американских центов – далее без комментариев). В хороших табачных магазинах Лондона могли сделать эксклюзивный бленд для любого, кого не устраивали готовые смеси (а в Данхилле это и сегодня возможно), так что монография Холмса, как уже говорилось, вовсе не является всеобъемлющей.

Упоминаются также и другие табаки. В “Знаке четырех” Холмс говорит о том, что его монография включает “птичий глаз”, но сам он его нигде в рассказах не курит. Однако на иллюстрации в “Скетче” 18 сентября 1901 года изображен Жиллетт в образе Холмса, “окруженный клубами дыма “птичьего глаза”, на которых нарисованы разные персонажи, включая возлюбленную Холмса (не Агату). Возможно, это первый официально зафиксированный случай серьезного искажения Канона драматургами и сценаристами, хотя утверждать это тяжело. “Птичий глаз” – это табак, в котором центральная жилка листа ферментируется вместе с остальной его частью (во многих случаях центральная жилка, слишком жесткая, перед ферментацией удаляется), а название его происходит от того, что в готовом продукте там и сям видны круглые точки – поперечный разрез жилок.

Стрэкер в “Серебряном” носил в кисете “нарезанный длинными кусками Кавендиш” (в переводе просто “плиточный табак). “Кавендиш”  - это любой сорт крепкого прессованного табака, а Таддеуш Шолто в “Знаке четырех” предпочитал “легкий бальзамический аромат восточного табака”. Кажется удивительным, что Холмс не попросил у него этой экзотической смеси, хотя бы для коллекции. Возможно, однако, что он и просил, просто Уотсон, всецело увлеченный Мери Морстен, просто не заметил этого. Это может также быть объяснением того, почему сам доктор не попросил этого табака, который напомнил бы ему о времени, проведенном в Индии.

В рассказе “Картонная коробка” в этой самой коробке, в которой Саре Кешинг присылали уши, было полфунта “медовой росы”. Мед, так же, как ром и виски, можно добавлять в табак после обработки для того, чтобы придать ему медовый аромат и предотвратить высыхание. Однако у Холмса табак, скорее всего, не залеживался и не успевал пересохнуть. В “медовой росе” промышленного производства, очевидно, применяется патока, а не настоящий мед.

Сигары

Сигары упоминаются примерно в семнадцати рассказах, хотя курит их не всегда Холмс: он обычно предлагает сигару кому-то другому, например, полковнику Россу в “Серебряном”, Лестрейду в “Шести Наполеонах”, Хопкинсу в “Золотом пенсне”, капитану Кроукеру в рассказе “Убийство в Эбби-Грейндж”, фон Борку в “Последнем поклоне”. Причина этого, возможно, в том, что если предложить кому-то трубку с крепким “корабельным” табаком, это может быть воспринято как невежливость или даже грубость.

Сигара традиционно венчает собой хороший обед. Холмс предлагает сигару Уотсону в итальянском ресторане Гольдини в “Чертежах Брюса-Партингтона”, хотя Уотсон пришел только к кофе с кюрасо. Холмс, очевидно, гораздо более переборчив в отношении сигар, чем в отношении трубок: он отмечает, что сигары у Гольдини “не так гнусны, как можно было ожидать”. Гнусны они или нет, Уотсон вряд ли смог ими полностью насладиться, поскольку он волновался из-за “кражи со взломом”, которую им предстояло совершить позднее в тот же вечер.

Несколько раз упоминаются индийские сигары (в оригинале “lunkah” и трихинопольские), описанные также в монографии Холмса.  Почему-то (возможно, потому что они придают человеку какую-то ауру беспутства) индийские сигары, по крайней мере, в Каноне, практически всегда означают дурной характер. Индийские сигары курит Тернер в “Тайне Боскомбской долины”, Гримбси Ройлотт в “Пестрой ленте” и двое убийц в “Постоянном пациенте”, хотя в последнем случае у несчастной жертвы был достаточно хороший вкус, чтобы предпочесть гаванские.

Из рассказа “Шерлок Холмс при  смерти” мы знаем, что время от времени они любили подкрепиться  в ресторане Симпсона. Если так, им должно было быть известно о Сигарном диване на втором этаже этого знаменитого ресторана на улице Стрэнд 101-103, даже если они и не были завсегдатаем. Доступ к Дивану имели только джентльмены – у дам была своя комната в другом конце здания. За один шиллинг джентльмен не только получал право войти в помещение, чашку кофе и сигару, но и неограниченный доступ к широкому ассортименту английских и иностранных газет за приемлемую цену. Диван был также излюбленным местом шахматистов.

Сигары, предлагавшиеся у Симпсона, были, скорее всего, среднего уровня или несколько ниже среднего, так как Бедекер (4) сообщает, что лучшие гаванские стоили 6 шиллингов, а 3 шиллинга были минимальной ценой, за которую можно было получить приличное “зелье” (это сказал Бедекер, а не я).  Даже учитывая инфляцию, неудивительно, что во времена Холмса сигар курили больше, чем в наши дни.

Сигареты

Чтобы получить полное удовольствие от трубки или от сигары, им нужно уделять определенное время. Поэтому для курения “на ходу” больше подходят сигареты. В начале столетия была популярна песня, где упоминалось, что Холмс курит сигареты (5), и это подтверждают с полдюжины канонических ссылок.

Когда Холмс ожидал своего августейшего посетителя в рассказе “Скандал в Богемии”, у него не было времени возиться с набивкой и раскуриванием трубки, поэтому в ознаменование блестящего вывода о том, кем является его гость, он выпустил “из своей папиросы большое голубое облако” (в оригинале: “a great blue triumphant cloud from his cigarette”). И именно сигарете Холмс был рад больше всего после трех дней без пищи, воды и табака в рассказе “Шерлок Холмс при смерти”.

Похоже, что Холмс курил сигарет столь же много, как и трубочного табака. В “Тайне Боскомбской долины” он упоминает о “коробке сигарет”, которые нужно выкурить (оригинал: “A caseful of cigarettes that need smoking”, перевод: “Можно и покурить”), и, как говорилось ранее, ему удалось отлично воспользоваться результатом курения огромного количества сигарет в “Золотом пенсне”.  Хотя вполне возможно, что он выкурил бы не меньше сигарет профессора Корама, даже если бы ему и не нужно было создавать слой пепла на полу, чтобы успешно завершить свое расследование.

Уотсон тоже пристрастился к этому новому способу курения и покупал свои сигареты у Бредли на Оксфорд-стрит. Эта привычка позволила Холмсу выявить присутствие своего друга в каменной пещере в “Собаке Баскервилей”. В случае с доктором это, опять-таки, могло быть результатом цивилизующего  влияния Мери, которая, пожалуй, и сама могла иногда выкурить сигарету в своей гостиной.

И Холмс, и Уотсон покупали готовые сигареты, хотя и не ввозили их оптом, как это делал профессор Корам в  “Золотом пенсне”. А вот доктор Мортимер в “Собаке Баскервилей” предпочитал самокрутки.

Жевательный табак

Не похоже чтобы Холмс или Уотсон жевали табак. Эта привычка была распространена среди той части рабочего класса, для которой традиционное курение представляло опасность, например, среди шахтеров и моряков. Может быть, Холмс для эксперимента и  пробовал жевать табак или делал это, когда ему приходилось маскироваться под портового рабочего, например, в “Знаке четырех”, но это относится к области предположений.

В Каноне привычка жевать табак упоминается лишь единожды: в “Человеке с рассеченной губой” Холмс отмечает, что конверт был заклеен человеком, жевавшим табак, что позволило сохранить в расследовании атмосферу порта, в районе которого и “исчез” Невилл Сент-Клер.

Снафф

Употребление снаффа, так же как и жевание табака, было популярно среди шахтеров и моряков по соображениям безопасности, а, кроме того, снафф употребляли также и некоторые представители аристократии – такой себе пережиток прошлого века, хотя со времен Регентства эта привычка несколько утратила популярность.

Джабез Уилсон в рассказе “Союз рыжих” – хороший пример рабочего – любителя снаффа. Он начал трудовую жизнь корабельным плотником, а этот род занятий, где курить, несомненно, опасно.

Майкрофт, брат Шерлока, представляет собой пример любителя снаффа из совершенно иного слоя общества. Он, очевидно, регулярно употребляет снафф, поскольку привычно пользуется большим носовым платком, чтобы убрать рассыпавшиеся крошки табака в рассказе “Случай с переводчиком” (Он “…отряхнул с пиджака табачные крошки большим красным шелковым платком”). Большой носовой платок – важный атрибут того, кто употребляет снафф регулярно, так как хорошо известная понюшка на самом деле представляет собой две понюшки, вдыхаемые одна за другой. После первой наступает реакция – чихание, но слизистая носа при этом теряет чувствительность, и следующей понюшкой (или понюшками, если промежуток времени между ними не очень большой) можно наслаждаться в полной мере, не боясь, что при чихании табак вылетит из носа. Тот факт, что Майкрофт не чихал, свидетельствует, что понюшка, которую он вдохнул в “Случае с переводчиком”, была в тот день не первой.

Похоже, что ни Холмс, ни Уотсон не употребляли снафф регулярно. В рассказе “Установление личности” имеется эпизод, когда Холмс угощает Уотсона снаффом, но, скорее всего, он просто хотел похвастаться своей золотой табакеркой с большим аметистом, полученную от благодарного короля Богемии за оказанную помощь (рассказ “Скандал в Богемии”).

Спички

В те времена было общепринято раскуривать трубку от свечи или от газового рожка, как это обычно делал г-н Грант Мунро в рассказе “Желтое лицо”. Во многих табачных магазинах были небольшие газовые горелки, которые горели целый день и от которых прохожие (не обязательно покупатели) могли раскурить трубку или сигару. В табачном магазине на Ковент-Гарден эта милая традиция соблюдается до сих пор. Сам Холмс в рассказе “Медные буки” раскуривает свою вишневую трубку от тлеющего уголька.

Тем не менее, спички были широко распространены. Их качество значительно повысилось с момента создания фосфорных спичек, опасных как для тех, кто их производил (это были, в основном, женщины), так и для тех, кто ими пользовался. Одна из таких спичек послужила ключом к разгадке в рассказе “Серебряный” (это была восковая спичка, которые называли “Веста”, как и римскую богиню домашнего очага, вокруг которого протекала вся жизнь в древние времена).

Уотсон, несомненно, носил с собой спички, что видно из рассказ “Подрядчик из Норвуда”,да и Холмс вряд ли каждый раз искал зажженную свечу или газовый рожок. Тем не менее, Холмс довольно часто просил огонька у Уотсона, как, например, в том же “Подрядчике из Норвуда” или “Красном круге”. Кажется странным, что такой заядлый курильщик не имеет при себе спичек и вынужден просить их, но, возможно, все дело в том, что Холмс каждое утро брал полную коробку, а к полудню она уже оказывалась пустой?

Транспортировка и хранение

И у Холмса, и у Уотсона было, по меньшей мере, по одному кисету для табака, что видно из упоминаний в рассказах “Шерлок Холмс при смерти” и “Горбун”. Возможно, они были из тюленьей кожи, как и кисет Патрика Кейрнса (“Черный Питер”), который тоже курил крепкий “корабельный” табак.

У Холмса был футляр для сигар, наполнение которого оказалось важной прелюдией для расследования в “The Cardboard Box”, был у него и портсигар, о котором упоминается в “Тайне Боскомбской долины”. Скорее всего, это тот самый “серебряный портсигар, который он обычно носил”, и который он использовал для того, чтобы прижать прощальную записку в “Последнем деле Холмса”. Остается только гадать, каково ему пришлось без табака во время длительного ночного похода через Швейца
С уважением,

Д. Корнев

#36 JAKY

JAKY

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 600 Сообщений:

Опубликовано 19 January 2004 - 06:14 AM

TO: D._Kornev
БРАВО
Огромное спасибо!
Просто неотрываясь "залпом" прочёл вашу статью,получил массу удовольствия и ответы на некоторые "безответные вопросы" о Холмсе.
Ещё раз Спасибо.

  
Концентрация табачного дыма способствует концентрации мысли.
Шерлок Холмc

#37 Gerd

Gerd

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 243 Сообщений:

Опубликовано 19 January 2004 - 01:56 PM

D._Kornev
С большим удовольствием прочитал Ваш материал. а т. к. я закончил читать только три дня назад, заметна разница между оригиналом и переводом, некоторые моменты звучат в переводе несколько иначе. Правда мне и самому бросилось в глаза, в одном из рассказов, если память не изменяет "Нож танцовщицы", Шерлок Холмс набил табаком и закурил "свой пайп". Вот и думай после этого, то-ли в те времена это была одна из разновидностей трубок, то ли привет переводчику ("дринькнул свой ти"). Кстати, один из немногих рассказов в моем сборнике, где не указан переводчик (с.с. в 13 томах изд. "Наташа" 19995 год)
А за статью большое спасибо.  


#38 Manfrid

Manfrid

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 3006 Сообщений:
  • LocationMoscow

Опубликовано 20 January 2004 - 02:00 AM

2 D._Kornev
picon285.gif  picon285.gif  picon285.gif Спасибо.
Трубки - это прекрасно. Главное не начать их коллекционировать

#39 CaptaiN_Tub0rg

CaptaiN_Tub0rg

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 3303 Сообщений:

Опубликовано 22 January 2004 - 12:47 PM

Re: D.Kornev " 140 различных сортов"


2Admin:  Когда появится раздел "Статьи"?  
ПриФэт матросам Балтики от матросов СевастопоЛЯ!

#40 Моро

Моро

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 513 Сообщений:
  • LocationКазань

Опубликовано 25 August 2004 - 01:55 PM

D._Kornev, спасибо за статью.


Senis, дата сообщения:  Feb 2 2003, 04:00 PM
Как писал сам Сэр Дойль, скрипка Холмса издавала такие звуки, что казалось как буддто несколькосот кошек дерутся в дождестоковой трубе,...

Позвольте не согласиться:
"Я знал, что он может исполнять скрипичные пьесы, и довольно трудные: не раз по моей просьбе он играл “Песни” Мендельсона и другие любимые мною вещи."
Конечно, "Но когда он оставался один, редко можно было услышать пьесу или вообще что-либо похожее на мелодию. Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять."
Но ведь "И, наверное, я взбунтовался бы против этих скребущих по нервам “концертов”, если бы после них, как бы вознаграждая меня за долготерпение, он не проигрывал одну за другой несколько моих любимых вещей." (в переводе М. Литвиновой)
user posted image  rolleyes.gif

И еще: не знает ли кто-нибудь что такое "эпиковая трубка"? (в переводе М. Литвиновой)

Вооот...