М-да, озадачила меня «Лулу»…
Про актеров коллеги все сказали – отменная работа, плюс в основной части неспешная режиссерская манера (за редким исключением неким импульсивным что ли режиссерским посылом), дающая в большей степени открыться актерам в образах. А вот дальше…
По своему обыкновению начал копаться в цитатах фильма, потом посмотрел на отзыв ksaveriy, где есть фраза «за несколько минут до смерти герой получает возможность начать все сначала». И тут я вспомнил «Игру в бисер» Гессе, где в конце книги есть три коротких рассказа, один из которых повествует о том, как мудрый и многое познавший йог дает возможность увидеть своему будущему ученику тот «земной путь», который ученик мог бы иметь, если бы не захотел уйти в миро- и самопознание. Прошло лишь мгновение, но именно в нем пронеслась и вся возможная жизнь, которая отнюдь не вызвала бы симпатии у самого ученика. И я подумал, а если посмотреть в этом ключе? Тогда в подсознании может всплыть все, что угодно, и трактовать фильм можно также по-разному. Здесь и «местами линчевский привкус» (Жора) тоже будет уместен.
Вспомним, как Иззи сказал, что если не будет музыки – лучше умереть. Вот и дал ему Всевышний прочувствовать, как эта музыка из его души уходит. Вспомним сцену, когда друг ему рассказывает, как убрал дерьмо за девушкой в самолете. Способен ли Иззи совершить такой поступок? И Ванесса Редгрейв говорит: мы все теряем себя, и если только это признаем, у нас будет шанс себя найти; мечты есть у всех, но дело в том, как их освободить. Иззи показали, что у него такого шанса в жизни нет, что только в смерти он сможет, как это ни парадоксально, найти себя («я здесь – и меня здесь нет» - слова эти Кейтель произносит как-то по-особенному). Почему именно образ Селии появился в мозгу Иззи – так именно «перед последним джаз-джемом Иззи писает и разглядывает фото Селии» (Жора).
А камень… Мне подумалось, что это сердца Иззи и Селии, слитые воедино, и когда ничто не отвлекает (образно-зрительно это так: закрыть шторы, выключить свет…), они начинают биться в унисон. Но такие моменты редки, вот и в последний показ этого «камня» он уже разделяется на 2 части – на 2 сердца, которые отдаляются друг от друга. Здесь тогда оправдано то, что Селия бросает с моста этот «камень». «Это похоже на сон, как будто и не было ее (Селии) вовсе», - говорит Иззи. И опять: прошло лишь мгновение… Есть место в этом «мгновении» и образу белого (а, может, и черного) ангела – под таким углом я рискну посмотреть на персонаж Дефо.
Конечно, если пересмотреть фильм через какое-то время, потом еще через время, потом еще… Будут и другие понимания того, что с первого раза не осознать или трактовать совсем не так. А вот по первым впечатлениям у меня и родились вышеизложенные сумбурные мысли.
Изменено: Mihalыч, 17 November 2013 - 11:25 AM