Влияние авторской идеи
#1
Опубликовано 21 January 2010 - 10:26 AM
Я считаю, что ни объективная, ни субъективная ценность (не цена!) произведения искусства не зависит от замысла и идеи автора. Т.е. мне неважно, что он ХОТЕЛ передать, а важно - что передал, и как это на меня воздействовало. Возле статуи "Скорбь" Микеланджело в ватиканском соборе Св. Петра никаких объяснений автора не требуется - скорбь всех матерей, потерявших сына, передана через века в мраморе и заставляет зрителей плакать, глядя на нее. С искусством-модерн сложнее. Скажем, поздние (знаменитые) картины Мондриана смотреть без подготовки - ничего не увидеть - квадраты, да прямоугольники разноцветные. Только поглядев на его ранние реалистические полотна и наблюдая за их постепенным "размыванием" и раздроблением на составляющие формы и цвета, можно понять ПОЧЕМУ он стал рисовать эту геометрию абстрактную, т.е. его искусство начинает обретать СМЫСЛ в глазах смотрящего.
Другая точка зрения - если знать авторское объяснение своему произведению, то его легче понять и, следовательно, принять, а значит и объективная, и субъективная ценность (не цена) произведения в глазах зрителя возрастает. Нил Роэн (сам, в прошлом артист, музыкант, а в настоящее время - консультант по вопросам искусства) считает, что такое объяснение зрителю необходимо, т.к. в большинстве своем, зритель тяготится своим непониманием и сам желает быть просвeщенным и принять это искусство, поняв авторскую идею.
Становится ли произведение искусства лучше, если оно нам понятнее?
Полярные мнения, как видите. И, естественно, легко перемещаются в область искусства (ремесла) делать трубки. Становится ли трубка лучше в глазах зрителя, если мы узнаём, почему онa так-то и так-то сделана? Большинство скорее всего ответит нет, не становится (пример - трубка Джонсона с дыркой не там, где мы ее ожидаем). Или становится?
Давайте поспорим, поломаем пару копий...
#2
Опубликовано 21 January 2010 - 10:32 AM
Naum, дата сообщения: Jan 21 2010, 08:26 AM |
Становится ли трубка лучше в глазах зрителя, если мы узнаём, почему он так-то и так-то сделана? |
Не становится. Не помогает как правило самовнушение (а тем более при помощи посторонних) в таких случаях.
Оно либо попало в твою эстэтическую концепцию либо нет. И абсолютно фиолетово что хотел достичь тот же Джонсон... то что получилось - с моей точки зрения не гармонично, и никакие объяснения тут не помогут.
#3
Опубликовано 21 January 2010 - 10:37 AM
картина/фуга/трубка/... для меня имеет ценность только если она "радует" мои чувства тчк
но так было не всегда. лет пять-семь назад "объяснения" могли что-то изменить. сейчас же они мне просто любопытны. не более.
что будет ещё лет через пять-семь - не знаю.
что касается трубки джонсона, то юмора я в ней не заметил. и никакие объяснения здесь не помогут.
twitter: pipe_smoker
skype: rlung1974
"Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять". Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ"
11101011
#4
Опубликовано 21 January 2010 - 10:47 AM
Я считаю, что ни объективная, ни субъективная ценность (не цена!) произведения искусства не зависит от замысла и идеи автора. Т.е. мне неважно, что он ХОТЕЛ передать, а важно - что передал, и как это на меня воздействовало. |
Абсолютно с Вами согласен. Более того, я думаю, что произведение искусства всегда означает нечто большее, нежели в него вкладывает сознание автора. То есть творец может даже не предполагать, что увидят в его творении зрители. Позволю себе привести фразу из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда: «Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Думаю, так оно и есть, и заслуга художника именно в создании этого зеркала.
Если автор пытается объяснить свое произведение — это может быть интересно, но лучше от этого не станет. Кстати, многие разочаровываются в своих кумирах, которых себе воздвигли ориентируясь на произведения, почитав их интервью или биографии, потому что вдруг оказывается, что этот человек (люди) тебе совсем не близок, хотя его произведения были близки.
Не думаю, что зритель может тяготится непониманием. Если он не понимает произведения без объяснений — оно просто «не его». Возвращаясь к метафоре Уайльда, можно сказать, что это зеркало для него не отражает свет.
#5
Опубликовано 21 January 2010 - 10:47 AM
но вот курить ее бы врядли стал.
#6
Опубликовано 21 January 2010 - 10:50 AM
Naum, дата сообщения: Jan 21 2010, 08:26 PM |
Другая точка зрения - если знать авторское объяснение своему произведению, то его легче понять и, следовательно, принять, а значит и объективная, и субъективная ценность (не цена) произведения в глазах зрителя возрастает. Нил Роэн (сам, в прошлом артист, музыкант, а в настоящее время - консультант по вопросам искусства) считает, что такое объяснение зрителю необходимо, т.к. в большинстве своем, зритель тяготится своим непониманием и сам желает быть просвeщенным и принять это искусство, поняв авторскую идею. |
Очень много людей в этом мире не хочет думать. Не считаю, что думающему человек нужно объяснять, что именно хотел вложить в своё произвдение автор. Отчасти мне это напоминает нелюбимые уроки школьной литературы, когда учитель не пытался заставить думать, а навязывал своё мнение (прочитанно в какой-то книге/статье по произведению).
Хотя, с другой стороны, иногда, интересно узнать что хотели вложить в произведение.
#7
Опубликовано 21 January 2010 - 10:52 AM
http://www.youtube.com
Извиняюсь, если уже постили, но просто в тему ложится.
#8
Опубликовано 21 January 2010 - 10:54 AM
Darkling, дата сообщения: Jan 21 2010, 08:32 AM |
Не становится. Не помогает как правило самовнушение (а тем более при помощи посторонних) в таких случаях. Оно либо попало в твою эстэтическую концепцию либо нет. |
У кого как. Например, применительно к предметам с практическими функциями – мне начинают эстетически нравится те предметы, которые благодаря тем или иным характерным особенностям своего внешнего вида хорошо эти функции выполняют. Или когда автор убедительно обосновывает особенности внешнего вида с т.з. максимально эффективного выполнения предметом своих функциональных задач. Отмечал такую фигню с оружием, с трубками – то же самое. Естественно, соотношение не стопроцентно, но влияние весьма существенно, если не сказать определяюще, т.е. оказывает заметное влияние на перемены собственных эстетических предпочтений.
Разумеется, «трубка Джонсона» и прочий абстракционизьм-фрихендизьм при таком подходе пролетают, но, более чем допускаю, что у оч. многих то же самое может проявляться и в отношении прочих аспектов "авторских замыслов" – однако, только в том случае, когда эстетические критерии индивидуума в данной области не сформированы достаточно чётко.
"В рамках канонов унылые дрова от шедевра отличают микроны и секунды." © Rel
#9
Опубликовано 21 January 2010 - 11:00 AM
Отчасти мне это напоминает нелюбимые уроки школьной литературы, когда учитель не пытался заставить думать, а навязывал своё мнение (прочитанно в какой-то книге/статье по произведению). |
Более того, я еще хорошо помню, когда я учился, нам запрещали рассуждать и, в особенности, писать сочинения по прочитанным произведениям, в ключе, отличном от определенных канонов (очевидно, указанных в программе). То есть, увидел произведение по-своему — получи двойку.
#10
Опубликовано 21 January 2010 - 11:00 AM
Added:
Например, применительно к предметам с практическими функциями – мне начинают эстетически нравится те предметы, которые благодаря тем или иным характерным особенностям своего внешнего вида хорошо эти функции выполняют. Или когда автор убедительно обосновывает особенности внешнего вида с т.з. максимально эффективного выполнения предметом своих функциональных задач. Отмечал такую фигню с оружием, с трубками – то же самое. |
+1500
Если жена мешает жить - надо менять жену. (К.Никитич)
У дырки нет ракурсов© Дед Филлипыч
"Какой смысл войти в эту цитадель разума одноклеточным примитивным существом и выйти отсюда таким же идиотом, только постаревшим"Аббат Фария
#11
Опубликовано 21 January 2010 - 11:08 AM
Denis_T, дата сообщения: Jan 21 2010, 08:54 AM |
Или когда автор убедительно обосновывает особенности внешнего вида с т.з. максимально эффективного выполнения предметом своих функциональных задач. |
С утилитарными вещами, где ворма влияет на работу прокатывает. С художественными объектами - нет. Возвращаясь к трубкам - форма не меняет процесса (при одинаковой инжинирии естественно). Т.е. офигенно куриться может и просто правильно просверленный кусок очень хорошего бриара. Будет при этом такая трубка "эстетичной"? А если мастер расскажет сказку о том что он так видет? Будете курить эбашен с дырками и мундштуком?
#12
Опубликовано 21 January 2010 - 11:17 AM
Naum, дата сообщения: Jan 21 2010, 08:26 AM |
Становится ли произведение искусства лучше, если оно нам понятнее? |
Для меня безусловно становится, НО - это относиться только к произведениям искусства, а не к банальным поделкам с претензией на искусство.
P. S. Становится лучше потому, что произведение - оно и так нравится, а когда я узнаю о нем больше, то начинаю обращать внимание на детали, которых раньше не замечал.
#13
Опубликовано 21 January 2010 - 11:19 AM
Darkling, дата сообщения: Jan 21 2010, 09:08 AM |
Возвращаясь к трубкам - форма не меняет процесса (при одинаковой инжинирии естественно). Т.е. офигенно куриться может и просто правильно просверленный кусок очень хорошего бриара. Будет при этом такая трубка "эстетичной"? А если мастер расскажет сказку о том что он так видет? Будете курить эбашен с дурками и мундштуком? |
Ежели с трубками – то есть некие выведенные стереотипы, коим я подвержен (отдавая себе отчёт в их изрядной условности, но – тем не менее). Прямые – лучше гнутых, толстостенные – лучше тонкостенных, длинночубучные – лучше короткочубучных и т.д.
Плюс, потребительские отзывы. Тот же Рауш, к примеру, по формам – не ахти. А мне нравится, во многом - благодаря отзывам. Ну и бласт ещё люблю глубокий, да. Это чисто как пример.
А утрировать - "кусок эбашона" - не стоит.
"В рамках канонов унылые дрова от шедевра отличают микроны и секунды." © Rel
#14
Опубликовано 21 January 2010 - 11:29 AM
#15
Опубликовано 21 January 2010 - 11:36 AM
Denis_T, дата сообщения: Jan 21 2010, 09:19 AM |
Ежели с трубками – то есть некие выведенные стереотипы, коим я подвержен (отдавая себе отчёт в их изрядной условности, но – тем не менее). Прямые – лучше гнутых, толстостенные – лучше тонкостенных, длинночубучные – лучше короткочубучных и т.д. Плюс, потребительские отзывы. Тот же Рауш, к примеру, по формам – не ахти. А мне нравится, во многом - благодаря отзывам. Ну и бласт ещё люблю глубокий, да. Это чисто как пример. А утрировать - "кусок эбашона" - не стоит. |
А если вам расскажут, что на этом куске бриара был настолько суперпупернеповторимыйитд рисунок, что автар не решился его портить и только отполировал, чтобы подчеркнуть? И даже более-менее мундштук по форме вписал и плато почистил?
Рауш кстати очень правильный пример, ага.
#16
Опубликовано 21 January 2010 - 11:46 AM
Darkling, дата сообщения: Jan 21 2010, 09:36 AM |
А если вам расскажут, что на этом куске бриара был настолько суперпупернеповторимыйитд рисунок, что автар не решился его портить и только отполировал... |
Это уже чистая эстетика, буду смотреть конкретно, шо цэ такэ - с учётом того, что мне нравятся эргономичные формы. Также, других поспрашаю, кто лучше разбирается - тоже приму во внимание. Человек - животное социальное. По совокупности всего, короче. Но, мой посыл был несколько о другом.
"В рамках канонов унылые дрова от шедевра отличают микроны и секунды." © Rel
#17
Опубликовано 21 January 2010 - 11:56 AM
Denis_T, дата сообщения: Jan 21 2010, 09:46 AM |
Также, других поспрашаю, кто лучше разбирается - тоже приму во внимание. |
Т.е. сомнение уже зародится.... А если эти "специалисты" тоже скажут что шедевр, исходя из своих личных интересов?
#18
Опубликовано 21 January 2010 - 12:12 PM
"В рамках канонов унылые дрова от шедевра отличают микроны и секунды." © Rel
#19
Опубликовано 21 January 2010 - 12:54 PM
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать! (с)
Когда читаешь эпитафии, кажется, что спасти мир можно только воскресив мертвых и похоронив живых...
Человек произошёл не от обезьяны, а от кентавра, который слишком много курил...
Нимб - это, чаще всего, обычный электрический разряд между двумя рогами...
Однажды у енота были проблемы. "А нафиг оно мне?" - подумал енот, и проблем не стало.
Терпение, конечно, сильное оружие, но иногда начинаешь сожалеть, что оно не огнестрельное...
Родители хотели, что бы из меня вышел толк - так и получилось: толк вышел. Бестолочь осталась...
Истина - в вине, а в водке - горькая правда...
#20
Опубликовано 21 January 2010 - 12:56 PM
Added:
Черный квадрат госп. Малевича - Негры ночью ... уголь. Вот и вся концепция. |
Мне , например , бессмысленно объяснять принципы работы Адронного коллайдера , Михайле - Черный квадрат Малевича