Перейти к содержимому


Что есть "стиль"?


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
45 ответов в теме

#1 zyban

zyban

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 962 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 07:31 AM

Нередко, говоря о том или ином мастере, мы говорим о его стиле. При этом подразумевается, что все понимают о чем идет речь.
Но, как выяснилось, смысл, который каждый из нас каждый вкладывает в это понятие не всегда один и тот же. Вот и подумалось - а не открыть ли ветку, в которой мы сможем договориться о терминологии?
Я начну, но хочу подчеркнуть, что это лишь моя точка зрения, и должна рассматриваться только как приглашение к дискуссии.
Впервые над определением понятия стиль я задумался после спора с Марком (Серпентумом). Я ругал трубки Тао, а Марк - защищал.
И сказал он тогда такую вещь: "Стиль Тао стоит всей инженерии и отделки вместе взятых."
Ну, убедить то он меня не убедил, но заставил задуматься. С тех пор и возвращаюсь к этому время от времени, а последняя дискуссия в ветке Айларова побудила выложить здесь свои соображения.
Сразу скажу, что всеобьемлющего определения понятия стиль я так и не придумал. А что остается делать, когда не можешь понять и обьяснить явление? Правильно - систематизировать и классифицировать  smoke.gif И вот в итоге родилась у меня такая такая классификация:

Типы стиля

1. Трубки мастера узнаваемы с первого взгляда, всегда и всеми. Ошибка исключена, трубки просто кричат "меня сделал такой то".
При этом признаки, позволяющие идентификацию легко... хм... вербализуются. Можно сказать: "это такой-то, потому что..." - и перечислить, почему.
Платой за этот тип индивидуальности является разнообразие. Трубки такого мастера становятся слишком похожи друг на друга.
Примерами в этой категории могут быть тот же Тао, Илстед, Руш, Фон Эрк.

2. Признаком стиля служит какая либо характерная черта  отделки или формы, переходящая из шейпа в шейп. На черту эту также довольно легко указать.
В общем, этот тип близок первому, но за счет слегка меньшей узнаваемости достигается гораздо большее разнообразие.
Примеры - "golden contrast" Элтанга, завитушки Кента, в какой то степени - "карандашистость" Беккера. Сюда же - Айларовский каракулевый руст.

3. Стиль узнаваем, иногда довольно легко, но вот признаки его очень трудно перечислить. Просто становится понятно, кто это сделал, и все.
Такой стиль практически независим, и проявляется в любых шейпах и финишах мастера.
Яркие примеры этого типа - Хонович, Манц, возможно - Баллеби. И именно о нем я говорил в ветке Айларова.

4. Пока этот тип представлен только одним Мастером - Бу Нордом. Разнообразие его трубок столь огромно, что очень трудно найти что то общее.
Но взглянув, сразу понимаешь - это мог сделать только Бу...
Мне кажется, что Ревягин идет по этому пути. Пока, конечно, в самом его начале, но все же...

Ну вот, а теперь пинайте...  biggrin.gif  

#2 PipeAtelierYashtylov

PipeAtelierYashtylov

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 1146 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 08:09 AM


zyban, дата сообщения:  Dec 6 2007, 04:31 PM

Сразу скажу, что всеобьемлющего определения понятия стиль я так и не придумал.


Ну, это просто! Это может войти в обиход как классификация "по zyban`у"  И  применительно к Айларову узнаваемость   где то... тройка  "по zyban`у"   smile.gif  
.... лучше просто не замечать трубки, сделанные не для тебя… ©  zyban



" ТРУБОЧНОЕ АТЕЛЬЕ ЯШТЫЛОВА" -     Skype name -  pipeatelieryashtylov






.

#3 radio_cuba

radio_cuba

    Клуб "Табак-Коллегия", проект &

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2009 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 08:12 AM

Боб, на мой взгляд, в этой классификации перемешаны причины и следствия. Если их разобрать, мы и получим, собственно, определение:

Стиль, это и есть когда "трубки мастера узнаваемы с первого, всегда и всеми", потому что  "признаком стиля служит какая либо характерная черта отделки или формы, переходящая из шейпа в шейп". Я бы только уточнил, что не просто "характерная черта", а "ансамбль характерных черт".

Пункт 3 определения стиля не меняет и к классификации отношения не имеет, но лишь уточняет, что у мастера могут быть "обкатанные" варианты формы, проверенные сочетания, которые он эксплуатирует постоянно. Это уточнение подтверждается якобы обратным примером, приведенным в пункте 4.

Суждение же Марка является, в большей степени, котировочным, нежели определяющим суть.
Целую, Куба.  

user posted imageuser posted imageuser posted image

Someone born to sweet delight,
Someone to the endless night.
© W. Blake

"Вы просто общаетесь с маленьким кусочком дерева!" © Finn
"Сигара - маленькая измена трубке.  Типа курортного флирта у серьезного женатого мужчины..." © Naum
user posted image

#4 Zeek

Zeek

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2063 Сообщений:
  • LocationМосква

Опубликовано 06 December 2007 - 08:13 AM

Сложная тема. Можно вечно рассуждать о стилях.
Во время становления мастер пробует делать все, от простых форм до более сложных. Во время известности мастер придерживается своего стиля. Это и денежно и выгодно. Возможно нашел уже свой единственный стиль. А может, имея уже имя, можно делать трубки в любом стиле. Купят, потому что имя известное. Кто как.
Анна Джули ушла в скульптурные формы трубок и ее это устраивает. Главное - узнаваема. Нана Иварсон, мне кажется делает трубки в стиле отца. Только у отца трубки более тонкие а у Наны более грубые но формы такие же. У японцев тоже трубки все в характерном стиле, но все разные. Да и у Тао есть фрихенды по которым не сразу скажешь что это Тао. Но это мое мнение. У других наверняка будут другие мнения.  smoke.gif  
Трубка, это не смена имиджа, это стиль жизни. ©

http://seniakpipes.com/ Трубки Zinovi Seniak

#5 Айларов Сергей

Айларов Сергей

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2241 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 08:24 AM

Интересная тема, Боб.  smoke.gif
На мой взгляд ты довольно полно обозначил типа стиля в нашем трубочном деле. Действительно, дать определение стиля невозможно, ибо тогда можно было бы сказать что эта трубка того-то мастера, потому что и т.д. Никаких "патамушт"  быть не может в силу того что стиль мы воспринимаем как ощущение. Чем меньше кричащих черт, присущих мастеру, типа колечек, вставочек и тому подобного, тем более утонченным оказывается стиль, если он узнаваем. Как справедливо ты заметил -это  стиль Бо в первую очередь. На мой взгляд необходимо разделить такие понятия как "стиль" и "стильность", наличие одного отнюдь не означает присутствие другого. Отчего же зависит узнаваемость? Хорошо ли когда трубка легко узнаваема? О чем это говорит?  Какие черты являются носителями стиля? Предлагаю в этом также разобраться. В любом случае мне кажется стиль приходит с творческой зрелостью. Синоним - почерк.
www.ailarov.com

#6 radio_cuba

radio_cuba

    Клуб "Табак-Коллегия", проект &

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2009 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 08:53 AM


Айларов Сергей, дата сообщения:  Dec 6 2007, 06:24 PM
Действительно, дать определение стиля невозможно, ибо тогда можно было бы сказать что эта трубка того-то мастера, потому что и т.д. Никаких "патамушт"  быть не может в силу того что стиль мы воспринимаем как ощущение.

Ох, не нагоняйте агностического туману, Сергей smoke.gif
Возможно все. Просто излишняя чувственность, столь присущая некоторым отечественным представителям этого изящного ремесла, мешает смотреть правде в глаза. Принцессы, Сергей, тоже какают. И все эти детальки, уловки, "ревягинские обмылки", "беккеровские карандаши", "таонильсеновские крепыши",  - они видны почти сразу. И именно потому, что мастер, осознанно или нет, гонит свою "симфонию", свой набор характерных черточек. И с другой стороны, со стороны будущих или настоящих владельцев трубки ценится во многом - она! - узнаваемость. "Это ж Беккер!". Как с хорошим костюмом - за 30 метров должно быть видно, сколько он стоит.

Попробуйте сами, сделайте что-нибудь "не ваше" и последите за реакцией аудитории.

Другое дело, что каталогизировать "все эти детальки, уловки" сразу будет непросто. Но это вопрос времени и усидчивости.
Целую, Куба.  

user posted imageuser posted imageuser posted image

Someone born to sweet delight,
Someone to the endless night.
© W. Blake

"Вы просто общаетесь с маленьким кусочком дерева!" © Finn
"Сигара - маленькая измена трубке.  Типа курортного флирта у серьезного женатого мужчины..." © Naum
user posted image

#7 Айларов Сергей

Айларов Сергей

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2241 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:08 AM

Миша, а как можно сделать "не свое", я не понимаю.
Не соглашусь и с тем, что стиль поддается вычислению через статистический и математический анализ черточек, углов, радиусов  и т.д.
Стиль - это не набор и не совокупность, это прежде всего образ и эмоция, а черточки это уже все потом.
www.ailarov.com

#8 IVA

IVA

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 5018 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:13 AM

Миш, а как ты можешь идентифицировать трубки Сергея, что значит "сделать не свое", применительно к его трубкам?
Сергей, как Вы можете описать индивидуальные, присущие ТОЛЬКО Вашим трубкам черты?

#9 radio_cuba

radio_cuba

    Клуб "Табак-Коллегия", проект &

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2009 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:13 AM


Айларов Сергей, дата сообщения:  Dec 6 2007, 07:08 PM
Миша, а как можно сделать "не свое", я не понимаю.

Сереж, под "не свое" я имел в виду сделать нечто для себя принципиально новое, новую форму соорудить.


Айларов Сергей, дата сообщения:  Dec 6 2007, 07:08 PM
Не соглашусь и с тем, что стиль поддается вычислению через статистический и математический анализ черточек, углов, радиусов  и т.д.
Стиль - это не набор и не совокупность.

Ну, вычисления - это слишком уж, а вот набор, совокупность и полиморфизм - это как раз то, что нужно для выявления стиля. Или отсутствия оного smile.gif
Целую, Куба.  

user posted imageuser posted imageuser posted image

Someone born to sweet delight,
Someone to the endless night.
© W. Blake

"Вы просто общаетесь с маленьким кусочком дерева!" © Finn
"Сигара - маленькая измена трубке.  Типа курортного флирта у серьезного женатого мужчины..." © Naum
user posted image

#10 Айларов Сергей

Айларов Сергей

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2241 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:27 AM


radio_cuba, дата сообщения:  Dec 6 2007, 07:13 AM

Сереж, под "не свое" я имел в виду сделать нечто для себя принципиально новое, новую форму соорудить.
Ну, вычисления - это слишком уж, а вот набор, совокупность и полиморфизм - это как раз то, что нужно для выявления стиля. Или отсутствия оного smile.gif

Соорудить новую форму это можно, безусловно я не собираюсь зацикливаться на старых обкатанных шейпах, но стиль-то здесь ни при чем.

Иван, мне сложно взглянуть на  свои трубки со стороны, я смотрю на них совершенно другими глазами, нежели и воспринимаю скорее "нравится - не нравится". Если я попытаюсь удариться в анализ, это не будет правдиво, не могу же я сам себя награждать лестными или нелестными эпитетами. Могу лишь сказать, что я стремлюсь к обнаружению своей пластики, эмоции, характера, трубка как ассоциативное высказываение, типа того что-то.

www.ailarov.com

#11 zyban

zyban

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 962 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:32 AM

Миша, уловки и фенечки - это первые два типа. А третий - это скорее уникальное для данного мастера понимание гармонии...

#12 Айларов Сергей

Айларов Сергей

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2241 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:44 AM


zyban, дата сообщения:  Dec 6 2007, 07:32 AM
Миша, уловки и фенечки - это первые два типа. А третий - это скорее уникальное для данного мастера понимание гармонии...

Во! Правильно.  
www.ailarov.com

#13 radio_cuba

radio_cuba

    Клуб "Табак-Коллегия", проект &

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2009 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:47 AM


zyban, дата сообщения:  Dec 6 2007, 07:32 PM
А третий - это скорее уникальное для данного мастера понимание гармонии...

Бесспорно, Боб! Это как раз то, что хорошо видно на примере многочисленных "закосов". "Под Бо Норда", "под Ларса": когда мы видим нечто геометрически схожее, прямо-таки родственное... а не то! Словно бы неживое. "Дух бродит там, где захочет". Но, по-моему, этот феномен не является элементом классификации "типов" стиля. Это элемент классификации типов мастерства , не так ли? smoke.gif

Целую, Куба.  

user posted imageuser posted imageuser posted image

Someone born to sweet delight,
Someone to the endless night.
© W. Blake

"Вы просто общаетесь с маленьким кусочком дерева!" © Finn
"Сигара - маленькая измена трубке.  Типа курортного флирта у серьезного женатого мужчины..." © Naum
user posted image

#14 IVA

IVA

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 5018 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 09:50 AM

Поймите, Сергей, мне ваши трубки очень нравятся.
Они правильные, хорошо слаженные, думаю, что человек разбирающийся в трубках,
увидев Вашу  у кого-нибудь подумает или скажет...Хорошая трубка, дорогая, ручной работы ... а чья?
У меня почему-то не складывается в голове принцип, понятие, определяющая черта Ваших трубок...
Классика... да делают ее те-то и те-то, цвет... бывает.. пропорции, отличные, чуть легче обычных...
чаша бренди, да тоже...встречается... Вот мне, например,  трубки Яштылова не нравятся по тому-то, тому-то и тому-то,
нравятся по тому-то, тому-то и тому-то, но он в принципе узнаваем, характерен, если ТАКИЕ трубки нравятся, кому-то,
то я понимаю почему, потому, что таких характерных трубок никто больше не делает, тоже и с Деминым, Ревягиным...
Гармония.. она в Ваших трубках есть, нахожу, вижу...т.д. но она не уникальна - это просто правильно, как я понимаю и вижу..
Еще раз- не обыденно, не скучно, но неузнаваемо, я могу накидать кучу  изображений "правильных "трубок от других производителей.
Может быть подумаете насчет "фенечек", идентифицирующих Ваши трубки, что бы вопросов об авторстве не возникало?

#15 Shtin_Andrey

Shtin_Andrey

    матрос трубочного флота

  • Модераторы
  • ФишкаФишкаФишка
  • 11276 Сообщений:
  • LocationРоссия, Нижний Новгород, на форуме с 30.09.02

Опубликовано 06 December 2007 - 09:51 AM

Стиль он либо есть, либо его нет, т.е. по мне так это формулировка по п.1 и всё. Стиль может быть продуман мастером изначально, либо приобретён с годами и опытом. И вот если стиль формируется постепенно, то можно говорить о п.п.2,3.

п.4 вообще к стилю не имеет отношения. Пример тот же, Норд. Концепция Бу была основана именно на отсутствии стиля, т.е. вот одна трубка и она в себе воплотила все замыслы - цельная концепция. Вот вы положите картинки разных трубок Бу в один ряд и спросите "левого" человека один это мастер сделал или нет. Мы сами не можем быть объективны, т.к. знаем что такую-то трубку сделал только Бу и всё. Или там вариации Рамзеса - это вот Норд, это вот Кент и т.д. Изделия штучные, мало их. В таком случае надо говорить о стиле "рамзес", но мы уже имеем для этого понятие shape.

п.2 говорит о деталях дизайна, присущих конкретному мастеру и это может быть частью стиля, но не им самим.

п.3. говорит о том, что стиль мастера в стадии формирования или о том, что мы нифига не смыслим в этом деле.

В нашем случае я бы сказал, что стиль трубочного мастера - это единство форм трубок и их отделки по характерным признакам, т.е. имеем общность трубочных образов, художественности и идеи. Мастера, эксперты могут находить и общность мастеровых приёмов. Таким образом, понятие стиля требует наличие не одной, и не двух трубок чтобы этот стиль обозначить.

На мой взгляд, хайгрэйдеры могут формировать стиль только годами и опытом, т.к. делают слишком мало трубок (и все слишком разные).

Отсутствие стиля как такого ни о чём плохом не говорит. Просто так есть и всё.
"Мы с упоением верим в ложь и с остервенением опровергаем очевидные истины."  А. Зиновьев

#16 Айларов Сергей

Айларов Сергей

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 2241 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 10:12 AM

  Иван, я знаю что Вам как правило нравятся мои трубки, спасибо на добром слове  smoke.gif
Но фенечки это не мое. Вообще делать свою классику - высокое мастерство, с фрихэндами тут все как проще.
  
www.ailarov.com

#17 IVA

IVA

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 5018 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 10:27 AM

Недавно Таотрубку выложили, бильярд, если бы не надпись на мундштуке, слету многие бы и не признали.)
Гарбе, посмотрие на верх чаши.
Элтанг, вытянусти и цвет.
Тао, по суть классика, вариации на тему бульдога.
Формер, видел его характерный бильярд в трех размерах.
Хедегаард, горбинка.
Беккер, вариации на классику...
Я может быть не очень образован и не обладаю достаточно широким кругозорам,
пусть меня старшие товариши поправят, но список можно продолжать...


#18 zyban

zyban

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 962 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 11:13 AM

Иван, ну к чему это самоуничижение?  tongue.gif  biggrin.gif
А насчет узнаваемости трубок Сергея - еще раз не соглашусь.
Хотите эксперимент?  wink.gif  

#19 Naum

Naum

    Дружелюбный мизантроп

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 8019 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 11:33 AM

При всем интересе к поднятой Бобом теме, а также его изложению оной, я не совсем согласен с основнополагающей концепцией.  Я не уверен, что узнаваемость является ГЛАВНЫМ признаком стиля.  То, что Боб предлагает как обозначение (название, определение?) стиля в п.п.1 и 2, по-моему, в большинстве случаев, просто узнаваемая форма или какие-то детали изготовления, часто используемые мастером.  Примеры, приведенные в п.1 - Илстед - усеченные снизу чаши; Тао - маленькие, толстые носогрейки - все формы.  Рауш - форма и детали отделки.

Стиль, по определению - это ярко-выраженная и ПОСТОЯННАЯ манера выражения себя в чем-либо (Дали, Маяковский, Мондриан, Луи Армстронг, Queen).  Новая форма, созданная мастером, это лишь показатель его изобретательности и талантливости (или их отсутствия), но не стиля.  Когда другие мастера, вдохновленные новой формой, начинают творить свое на этой основе - это интерес и дань признательности таланту (в случаях бесталанности или ленивого любопытства - просто повторять, копировать новую форму)

Наверное, п. 3 это, более-менее близкая формулировка - хотя и довольно эфемерная - когда знаешь кто сделал, взглянув на трубку, но не сразу можешь объяснить почему.  И п. 4 (пример с Бо Нордом), как мне кажется, повторяет определение п. 3.

То, что Токутоми и Гото стараются избегать прямых линий - это и есть стиль (хороший или плохой - это на любителя).  Смио Сато, единственный, кто делает вкладыши Цуишу на феррулах - но это просто уникальная деталь отделки, а не стиль. А Балерина Норда - это интересная, новая, красивая форма, но не стиль.  Уникальность и качество трубок Норда, Иварссона, Хоновича - это уже стиль...

Лично мне вот так каатса. smoke.gif
"Трубку нужно делать с любовью, отсюда и все пресловутые разговоры о "душе", сделано с душой, вот я об этом и говорю, нельзя делать в полглаза, в полруки... шоб продать и забыть... верней можно, но что посеешь то и пожнешь...причем любить надо не себя, а того кому делаешь, пусть даже ты его не знаешь...это вообще главный принцип творчества, если хочешь - любовь." © S. Ailarov

#20 zyban

zyban

    Трубокур

  • Член клуба
  • ФишкаФишкаФишка
  • 962 Сообщений:

Опубликовано 06 December 2007 - 11:45 AM

Наум, я не приводил четыре разных определения, что такое стиль. И не пытался построить рейтинг стилей, как, видимо, подумал Виктор.
Пункты - это просто типы проявления того, что делает трубки разных мастеров узнаваемыми.
При этом соглашусь, что термину "стиль", как я его понимаю, наиболее полно отвечает 3 тип узнаваемости.