О чайной церемонии (есть некоторые аналогии с трубкой):
Из книги "Кодекс самурая (Бусидо Сёсинсю)" Тайра Сигэсукэ (1693-1730)
"Что касается чайной церемонии, то она служила приятным времяпрепровождением рыцарям периода сёгунов Ктото. Даже если ва сами не интересуетесь этим искусством, тем не менее может случиться, что вас пригласят в чей-либо дом, или вам придется сопровождать высокопоставленного вельможу. В таких случаях следует знать все тонкости церемони: как приблизиться и войти в чайный домик или комнату для чайной церемонии, как любоваться интерьером, как принимать пищу и как пить сам напиток. Следовательно, вам надлежит получить необходимые инструкции по чайной церемонии и хотя бы немного выучить их.
Место для чаепития. Суть церемонии в том, чтобы наслаждаться уединением и безмятежным спокойствием вдали от мирских забот, богатства, положения и славы. Следовательно, не важно, насколько богаты люди, или даже если они чиновники центрального правительства, во внутренних двориках своих чайных домиков они воспроизводят горы, леса, реки и долины. Строгая простота и отсутствие излишеств - главные требования к интерьеру и внешнему облику чайных домиков. Балки из бамбука, столбы из покрытых корой деревьев, простые окошечки без рам, бамбуковые жалюзи, сплетенные из веток двери и калитка. Даже принадлежности для чайной церемонии т посуда не должны привлекать внимания и быть чересчур красивыми; замысел заключается в создании атмосферы пренебрежения материальным миром, вещизмом; только наслаждение полной, свободной от всего непринужденностью. Поэтому считается, что чайная церемония может помочь в совершенствовании Пути воина.
Так что, если вы приготовили место для чайной церемонии, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться простым чаем, пользуясь развешанной на стене посудой и утварью современного машинного производства.
В жизни легкое и приятное может быстро превратиться в трудное и навязчивое. И прежде чем вы познаете это, у вас может развиться тяга к роскоши; увидав кого-либо с красивым чайником, вы почувствуете досаду, глядя на свой старый кувшин.
То же и в отношении всей остальной утвари для чайной церемонии; в конце концов у вас появляется желание приобрести прекрасные изделия. Довольно скоро вы начинаете искать распродажи, учитесь оценивать старинные вещи и покупать хорошую утварь по низкой цене. Вы можете увидеть что-нибудь заслуживающее внимание в чужом доме и захотеть приобрести подобные вещи для себя. И если ва начинаете меняться чайными принадлежностями, добиваясь успешного для себя завершения сделки, ваше поведение становится похожим на действия торговцы из нижнего города, который во всем видит лишь коммерческий интерес. В результате вы утратите истинное понимание сущности рыцарства, превратившись в человека с отвратительным характером.
Чем стать фанатом такого рода, уж лучше вообще ничего не знать о чайной церемонии. Даже если вы настолько невежественны, что понятия не имеете, как подобает пить "чай в саду", это не остановит вас на Пути воина".
--
Из других источников. Чашки для чайной церемонии были изысканно-примитивными. Они могли быть изготовлены по примитивной технологии лепки из глиняных колбасок. На поверхности чашек оставались следы от пальцев мастера, и края чашки были неровными. Эти неровности ощущала рука пьющего чай. Чашки могли быть покрыты глазурью, которая при охлаждении трескалась. В музее Востока в Москве есть одна чашка, которая как бы разбилась, после чего была собрана и скреплена рамками из золота, при этом она не протекает. Там же есть глинянный кувшин для воды, он слегка перекошен, сохранив движение мягкой глины. Чашки и другие предметы не составляли сервиза, они были разными. Чайник для кипятка должен быть закопченным. На его дне устанавливали металлические пластинки, они создавали мягкое журчание кипящей воды. Этот звук сопровождал чаепитие. Ковш для воды и венчик для взбивания порошкового чая делали из бамбука, эти предметы должны быть новыми и свежими. Во всем изысканная простота. Настроение создавала икебана и подходящая картина или каллиграфия. Ни одного лишнего слова не произносилось. Чай подавал мастер чайной церемонии, одетый просто даже в присутствии знатных персон. Состояние его углубленного, спокойного сосредоточения распространялась на присутствующих. Первой он подавал чашку с порошковым чаем. Ее пускали по кругу, и каждый из присутствующих отпивал глоток, после чего передавал чашку следующему, повернув чистым краем. Эта процедура происходит от источника чайной церемонии, китайских буддийских монастырей. Монахи во время длительной, в течение до нескольких суток, медитации укрепяли свое внимание таким чаем. Оттуда же берет начало и икебана - монахи собирали ветки и цветы, сломанные бурей, и ставили их в вазы около статуй Будды. В чайной церемонии использовали срезанные цветы, гибель которых была оправдана ощущением красоты, которое они вызывали у человека. Чайная церемония могла проводиться в любое время суток - вечером, в полночь, на рассвете, днем. В общем-то, это была медитация и ощущение мгновения спокойной жизни среди царившей тогда, и необходимой в тех условиях, жестокости и постоянной готовности к смерти.
Легенды о чайной церемонии.
Один самурый, восхищаясь предметами для чайной церемонии, которые были у хозяина чайного домика, сказал "они так хороши, что ими восхищяется каждый". Тот ответил "да, да, мне далеко еще до совершенства, я знаю одного мастера, предметами которого восхищается один из тысячи, его зовут Рикю* (1531-1591)".
Когда в Японии научились выращивать ипомею, один князь специально приехал для того чтобы посмотреть на этот цветок. Но когда он пришел к мастеру Рикю, он увидел, что его никто не встречает, а там, где должна была расти ипомея, ничего нет, и это место засыпано песком. Он был очень сердит, но когда он вошел в домик для чайной церемнии, он увидел один цветок ипомеи и понял, что ему хотел сказать мастер.
____________________________________________________
* - другие сведения: СЭН-но Рикю (1522–1591) — мастер чайной церемонии, создатель ритуала ваби-тя, предписания которого остаются в силе по сей день
>>.
Есть тема: Трубка и Чайная Церемония
>>